Актуальные юридические консультации по теме: К вопросу о социальной поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в Российской Федерации

К вопросу о социальной поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в Российской Федерации

14 Июнь 2019 0:06:39


Официальная статистика утверждает, что количество детей-инвалидов, с каждым годом растет. Так, по данным Пенсионного фонда, опубликованным в Российской газете, в 2012 году их насчитывалось 571,5 тысячи человек, в 2015 году уже 612 тысяч человек1 . За этими сухими цифрами тяжелые судьбы детей и их близких, родителей, усыновителей, опекунов, которые нуждаются во всемерной поддержке и защите, носящей не только материальный характер. На законодательном уровне защита и охрана семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в качестве приоритета семейной государственной политики.

Семьи, воспитывающие «особых» детей, нуждаются в повышенной государственной поддержке. Обратим внимание, что тематика защиты инвалидов в целом, и в частности семей, воспитывающих детей-инвалидов, находится в мейнстриме. Защита, охрана и государственная поддержка таких семей охватывается не только рамками права социального обеспечения, но и регулируется конституционным, трудовым, семейным, жилищным, медицинским и иными отраслями права, совершенствование механизма реализации данных институтов крайне важно для сохранения жизни и здоровья детей, для борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и социальным сиротством.

На наш взгляд, пристальное внимание должно быть обращено именно на недостатки и пробелы в правовом поле регламентации мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в связи с чем целью данной статьи является исследование существующих мер социальной поддержки, выявление практических проблем и разработка рекомендаций по дальнейшемусовершенствованию законодательства.

На федеральном уровне ежегодно дополняется перечень льгот, гарантий и компенсаций, повышается пенсионное обеспечение детей-инвалидов. Однако, несмотря на все достижения в правовом поле, многие проблемы до сих пор не разрешены. По нашему мнению, основополагающей проблемой является изначально неверно выбранный вектор направления совершенствования законодательства в данной области. Нормативные правовые акты, выражающие волю государства, в настоящий момент приоритетной целью ставят повышение материального благополучия таких семей, важность чего сложно оспорить. Однако, мы считаем, что определяющим здесь должно стать улучшение здоровья ребенка, облегчение доступа к медицинской помощи, обеспеченность санаторно-курортным лечением, средствами реабилитации, максимальное упрощение их получения.

Действующим законодательством не установлено институтов контроля за расходованием средств, получаемымна нужды ребенка-инвалида, подобный надзор крайне важен особенно для социально неблагополучных семей. Анализируя все существующие льготы, гарантии и компенсации для семей, воспитывающих ребенка-инвалида общей отрицательной чертой, начиная с момента установления инвалидности, является бюрократизация, то есть требование огромного числа документов, отсутствие реального работающего электронного документооборота, наличие очередей. Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, обращение в государственные органы становится невозможным в силу отсутствия времени на сбор необходимых документов. Действующим законодательством, предусматривающим социальное сопровождение (ст. 22 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации)для таких семей, названа психологическая помощь.

Однако, на практике подобную помощь получить невозможно, что особенно ярко проявляется в регионах РФ. Психологический климат в семье, сохранение семьи как таковой, привлечение в равной мере обоих родителей к воспитанию ребенка, психологическая работа так с родителями, самим ребенком, если это позволяет его анамнез, так и с близким окружением семьи – бабушки, дедушки и пр. имеет важнейшее значение. Думается, что психологическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка-инвалида, должно быть прямо закреплено на уровне обязанности, для осуществления которого требуется создание отдельной службы квалифицированных психологов, особым направлением деятельности которых должна стать работа с детьми и родителями, находящимися в стационарных медицинских учреждениях, в родительных домах, что снизить число отказов от родительских прав и обязанностей.

По нашему мнению, институт социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида, заслуживает высокой оценки с точки зрения теории, однако, практически он не внедрен, информация, как и где можно получить социальное сопровождение фактически отсутствует. Итак, совершенствование законодательства, безусловно, носящее позитивный характер своей целью в первую очередь имеет повышение материальной обеспеченности таких семей, многие бытовые, психологические проблемы, оставляя за рамками регулирования либо обозначив определенную льготу, не закрепляет механизм ее получения. Думается, что меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, необходимо классифицировать следующим образом: пенсионное обеспечение детей-инвалидов, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидами, материальные гарантии и компенсации для родителей детей-инвалидов, гарантии в области трудового законодательства, налоговые льготы, жилищные льготы, в том числе и при оплате за коммунальные услуги, льготы на проезд, льготы на обучение детей. Важнейшее место среди мер социальной поддержки занимают гарантии в области медицинской помощи и обеспечение средствами социализации и реабилитации детей-инвалидов.

Одной из центральных проблем является незнание своих прав семьями, воспитывающими, детей-инвалидов, поэтому в рамках обязательного психологического сопровождения таких семей, важна и просветительская правовая работа. Анализируя компенсационные выплат, лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, особо следует остановиться на Указе Президента РФ «Оежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» от 26.02.2013 № 175, согласно п.1 которого с 1 января 2013 г. установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 5500 рублей;б) другим лицам – в размере 1200 рублей.Однако, родители детей-инвалидов вынуждены работать, при этом в полной мере осуществляют уход за своими детьми, по нашему мнению, целесообразно установить такую доплату для родителей детей-инвалидов, осуществляющих уход за ними в независимости от наличия или отсутствия работы. Обратим внимание, что согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Данное положение продублировано в п. 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Исходя из действующего федерального законодательства, право на установленные компенсационные выплаты возникает с момента возникновения юридических фактов, т.е. установления инвалидности. Однако на уровне регионов данное положение не соблюдается. Так, например, МБУ «Центр коммунально-социальных услуг г. Курска» отказал в установлении компенсационной выплаты с момента регистрации ребенка, ссылаясь на п. 20 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсационных льгот в связи с расходами по оплате жилых помещений икоммунальных услуг (в ред. Постановлений правительства Курской области от 31.12.2009 № 191, от 26.11.2010 № 148-пп, постановлений администрации Курской области от 31.05.2012 № 499-па, от 20.05.2013 № 319-па).

Согласно п. 20 указанных Правил, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсационная выплата назначается с 1-го числа месяца обращения с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты и документами, перечисленными в пункте 9 настоящих Правил, но не ранее дня возникновения права на получение компенсационной выплаты, на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом. Данное положение регионального законодательства нарушает права инвалидов и противоречит федеральному законодательству и Конституции РФ, нарушает права инвалидов. Прием документовсотрудниками МБУ «Центр коммунально-социальных услуг г. Курска» ведется по предварительной записи, период ожидания около месяца, что уже не препятствует своевременному получению компенсационных выплат. Однако, МБУ «Центр коммунальносоциальных услуг г. Курска» применяет региональное и федеральное законодательство ситуационно.

Так, в соответствии с п. 5 Правил Курской области,компенсационные выплаты предоставляются в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Правил, в связи со следующими расходами: а) оплата за содержание и ремонт жилого помещения; б) оплата за наем жилого помещения (для нанимателей жилых помещений в домах государственногои муниципального жилищного фонда); в) оплата коммунальных услуг. Однако, сотрудниками МБУ «Центр коммунально-социальных услуг г. Курска» было указано, что компенсационные выплаты на ремонт и содержание жилья не распространяются, ввиду того, что данная услуга не отнесена к коммунальным услугам, перечисленным в ЖК РФ федеральным законодательством, не смотря на прямое указание в региональном законодательстве.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов нуждаются в детальной проработке, их получение следует максимально упростить, сократив число требуемых документов и внедрив электронный документооборот. Помимо прочего следует закрепить внеочередной прием детей-инвалидов в детские дошкольные учреждения

Е.С. Шахова


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн