Актуальные юридические консультации по теме: К вопросу о конституционности несогласованных митингов

К вопросу о конституционности несогласованных митингов

11 апреля 2018 22:04:48




Статья посвящена вопросам признания несанкционированных митингов и других форм манифестации конституционными через призму науки конституционного права и федерального законодательства Российской Федерации. В статье разобраны причины проведения несогласованных акций протеста и реакции законодателя на их проведение в форме принятия и применения позитивных норм. Ключевые слова: гражданское общество, гражданское неповиновение, митинги, Конституция. Для современной России – России XXI века – особенно присущи две диаметрально противоположные тенденции, имеющие непосредственное влияние на развитие демократии в стране. Первая тенденция заключается в многолетнем и кропотливом труде тысяч и миллионов россиян, направленном на построение нового государства, отвечающего наилучшим принципам государственности.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Вторая – в деятельности части гражданского общества, представленного молодёжными инициативными группами и непарламентской оппозицией, направленного на решение важных и насущных вопросов с помощью протестного движения. Протестное движение, приобретшее за последние годы массовую и организованную форму «гражданского неповиновения», по мнению Ю. Б. Киняшевой и С. В. Муращенкова1 , есть реакция общественности на неспособность власти к реформированию и отсутствие стремления наводить порядок во всех сферах общественной жизни. Рост социальной напряжённости в этой связи является основанием консолидации групп гражданского общества для организаций стихийных акций протеста – митингов и демонстраций, носящих, как правило, несанкционированный характер. В связи с ростом гражданского неповиновения, выраженного в проведении несогласованных акций протеста, происходящих на фоне коррупционных скандалов в российской информационном поле, становится вновь актуальным вопрос о конституционности данных акций. Конституция Российской Федерации в статье 31 провозглашает право гражданина на участие в манифестациях «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

В этом смысле российская Конституция выступает в качестве наивысшего политического гаранта осуществления непосредственной демократии в государстве. Однако в связи с молодостью демократии в России и нежеланием действующих политических сил, находящихся во власти, уступать позиции, Конституция России не соблюдается в области политических прав и свобод граждан, что требует создание или усиления ряда обеспечительных механизмов политических свобод. Одним из таких обеспечительных механизмов свободы манифестаций явилось закрепление положений Конституции в Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поправки в который за последние пять лет вносились семь раз и имели своей целю ужесточение, имевшее место как реакция государственной власти на угрозу безопасности общественному порядку2 . Одни из крупных изменений в законодательство о митингах содержит Федеральный закон от 08 июня 2012 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .

В числе изменений было также обновление перечня оснований для отказа в согласовании проведения манифестаций. В точности такое основание приводится в части 2 статьи 12 вышеупомянутого закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: ««цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации».

По мнению ряда исследователей4 , настоящая формулировка используется в действующем законодательстве для недопущения возможного проявления форм непосредственной демократии со стороны несистемной оппозиции и других граждан, не разделяющих государственной политики. Также принятие подобных норм привело к подаче множества жалобных обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, в результате которых вопрос санкционирования протестных акций был смягчён благодаря толкованию суда. В одном из постановлений5 КС РФ была установлена, во-первых, невозможность отказа в проведении акции со стороны публичной власти, во-вторых, обязанность отказавшего в согласовании органа в предоставлении альтернативной площадки, удовлетворяющей требованиям организаторов акции, а в случаях не предоставления такого места, организаторы и участники в праве самостоятельно без согласования властей организовывать мероприятия.

В настоящей ситуации, складывающейся на всей территории России, – можно сделать вывод – происходит совершенное игнорирование толкования федерального законодательства Конституционного Суда со стороны уполномоченных на согласование (санкционирование) митингов, демонстраций, пикетов и других форм непосредственной демократии органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в силу нежелания допущения какой бы то ни было оппозиционной активности в обществе.

Принимая во внимание мнение Конституционного Суда Российской Федерации, положения Конституции, гласящие о незыблемости права на манифестации, можно однозначно поставить точку в вопросе о конституционности несогласованных митингов. Они конституционны, поскольку конституционно само волеизъявление одного ли человека или тысяч людей собираться мирно и без оружия. Таким образом, основным вопросом, стоящим перед органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с усилением протестного движения в России, необходимо признать решение проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием обеспечения права участия в митингах, демонстрациях и иных формах непосредственной демократии, а равно обеспечительными механизмами защиты политических гражданских свобод.

Е. А. Зайкин


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Вопросы онлайн