Актуальные юридические консультации по теме: К вопросу о понятии и признаках картельных соглашений

К вопросу о понятии и признаках картельных соглашений

11 января 2018 7:00:53




В статье рассматривается проблема понятия картельных соглашений как разновидности антиконкурентных соглашений и их признаки. На основе научной литературы и материалов правоприменительной практики автором выделяются отдельные признаки картельных соглашений

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкуренция, ограничение конкуренции, картельные соглашения.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Наибольшую опасность из форм монополистической деятельности представляют картельные соглашения, распространенные во всех сферах российской экономики. Картели и иные антиконкурентные соглашения наносят вред интересам государства, бизнеса и потребителей. Как отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС РФ) И.Ю. Артемьев: «Картельные сговоры – это главная болезнь российской экономики.

Я даже не могу назвать тот рынок, где бы их не было. За «дикие» 90-е и 2000-е из- за того, что этой проблемой мало занимались, картельные сговоры распространились повсеместно» [1]. Ежегодно в Российской Федерации количество картелей и иных антиконкурентных соглашений растет. Так, по данным ФАС РФ в 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% превышает показатель 2015 года (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел) [2, с. 15]. В легальном определении картелей, которые согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещены, содержатся основные признаки данных соглашений.

Картелем признается то соглашение, которое отвечает совокупности перечисленных в законе признаков. Выделим данные признаки. Во-первых, картель признается разновидностью соглашения. В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции [9] под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. По мнению многих исследователей, данное легальное определение далеко не совершенно.

Так, А.В. Спиридонова выделяет два его недостатка: некорректное использование термина договоренность, поскольку по своей сути термины «договоренность» и «соглашение» являются синонимами; излишнее напоминание о выражении письменной формы в одном или нескольких документах, т.к. письменная форма договоренности не может быть выражена иначе. В целом указанное легальное определение не раскрывает сущность соглашений хозяйствующих субъектов [8, с. 83]. Другие исследователи предлагают понимать под соглашениями гражданско-правовые договоры или сделки [7, с. 30]. Однако следует согласиться с мнением М.А. Егоровой и А.Ю. Кинева, полагающими, что права и обязанности по картельному соглашению не могут быть отнесены к гражданским правам, поскольку противоречат законодательству, а значит, и соглашение, обладающее признаками картеля, не является сделкой по смыслу ГК РФ. Действительно, возникшие по картельному соглашению отношения невозможно отнести к какой-либо группе отношений, являющихся предметом гражданского права, следовательно, договорное право не имеет отношения к картельным соглашениям.

В свою очередь данные ученые предлагают понимать под картелем «согласованное волеизъявление хозяйствующих субъектов-конкурентов в виде консенсуса, имеющее по своему содержанию противоправный характер и потому представляющее собой разновидность правонарушения» [3, с. 4]. Картельные соглашения заключаются как в письменной, так и в устной форме. Судебные инстанции, трактуя данное правило, приводят в качестве аргументов тот факт, что наличие антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, оно может вовсе не быть документально подтверждено, в связи с чем, вывод о существовании между конкурентами устного картеля может быть сделан антимонопольным органом на основе анализа их поведения [6].

Во-вторых, субъектами картеля являются хозяйствующие субъекты- конкуренты, то есть те, которые осуществляют продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, под которым понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Однако, как отмечает И.Ю. Артемьев, картельное соглашение может быть заключено и при участии лиц, которые являются потенциальными конкурентами [5, с. 17]. С мнением руководителя ФАС РФ согласна М.А. Егорова, которая считает необходимым внести изменения в Закон о защите конкуренции, признав картелем любое соглашение, «сторонами которого являются хотя бы два субъекта-конкурента вне зависимости от того, что другими сторонами этого соглашения могут быть и покупатели товара, и третьи лица, а также хозяйствующие субъекты, которые на момент заключения соглашения формально не являлись прямыми конкурентами одного из участников соглашения, но в будущем вошли на релевантный рынок в этом качестве» [3, с. 6].

Полагаем, данное предложение отвечает требованиям времени, поскольку в таком случае будут признаваться картелями и запрещаться не только уже заключенные соглашения, но и те, которые могут с большой вероятностью таковыми стать. В-третьих, важным легальным признаком картельного соглашения являются экономико-правовые последствия его заключения. Ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень таких последствий: 1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышение, снижение или поддержание цен на торгах; 3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращение или прекращение производства товаров; 5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). В-четвертых, картель является натуральным обязательством, поскольку оно не обеспечено государственной защитой, суд не вправе принудить к исполнению обязательства, поскольку оно носит противоправный характер. Из доклада ФАС РФ о состоянии конкуренции можно выделить признак тайности соглашения [2, с. 17], т.е. полное отсутствие информации о заключенном картельном соглашении для третьих лиц.

Также ФАС РФ отмечает, что «все чаще для достижения тайных антиконкурентных соглашений используются цифровые технологии». Таким образом, картелем является согласованное волеизъявление, отвечающее следующим признакам: определенный субъектный состав; наличие предусмотренных законом последствий; натуральность обязательства; тайный и противоправный характер.

Библиографический список

1. Артемьев, И.Ю. На расширенном заседании коллегии ФАС [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-inpress_ 31795.html (дата обращения: 4.11.2017).

2. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]. – URL: https://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report. html?id =1720 (дата обращения: 20.10.2017).

3. Егорова, М.А., Кинев, А.Ю. Правовые критерии картеля / М.А. Егорова, А.Ю. Кинев // Право и экономика. – 2016. – № 4 (338). – С. 4–11.

4. Кванина, В.В. Отдельные проблемы совершенствования антимонопольного законодательства / В.В. Кванина // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2013. – № 1 (34). – С. 84–88.

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / отв. ред. И. Ю. Артемьев. – М.: Статут, 2015. – 718 с.

6. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009 // Вестник ВАС РФ. – 2011. – № 4.

7. Сойфер, Т.В. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов как основание ограничения свободы договора / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 29–38.

8. Спиридонова, А.В. Понятие и особенности картельных соглашений (согласованных действий) по российскому антимонопольному законодательству / А.В. Спиридонова // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2010. – № 1 (22). – С.82–90. 9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

В.С. Озерцова


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Вопросы онлайн