Актуальные юридические консультации по теме: Казенные учреждения: расчеты по платежам в бюджет

Казенные учреждения: расчеты по платежам в бюджет

14 декабря 2011 12:03:48

При начислении и уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджет у казенных учреждений возникают расчеты с бюджетом. В ходе таких расчетов может образоваться задолженность как со стороны плательщика (суммы, не уплаченные в срок), так и со стороны бюджета (суммы, подлежащие возврату). Поскольку уплата налогов, сборов и взносов в бюджет является одним из основных обязательств казенного учреждения, отражение в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом требует особой внимательности. О том, каков порядок отражения указанных расчетов в целях бухгалтерского учета, расскажем в данной статье.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В соответствии с п. 259 Инструкции N 157Н*(1) для расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ предназначен счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". На нем отражаются расходы по следующим видам платежей:
– налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), удержанному из сумм заработной платы и вознаграждений физических лиц за выполнение ими трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
– налоговым и иным обязательным платежам, начисленным в соответствии с Налоговым кодексом;
– страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным в соответствии с федеральными законами N 212-ФЗ *(2), 125-ФЗ *(3);
– иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.
Указанный счет также предназначен для учета (п. 260-262 Инструкции N 157н):
а) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет:
– средств, поступивших в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;
– средств, поступивших в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;
б) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, расчетов по доходам бюджета;
в) расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
Согласно п. 263 Инструкции N 157н, п. 103 Инструкции N 162н*(4) учет расчетов по платежам в бюджет ведется на следующих аналитических счетах:
– 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц";
– 0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
– 0 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций";
– 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";
– 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет";
– 0 303 06 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
– 0 303 07 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС";
– 0 303 08 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС";
– 0 303 09 000 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование";
– 0 303 10 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии";
– 0 303 11 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии";
– 0 303 12 000 "Расчеты по налогу на имущество организаций";
– 0 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу".
Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе бюджетов и, соответственно, зачисляемых видов платежей.
Учет операций по данному счету ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 265 Инструкции N 157н):
– в журнале операций по оплате труда и журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками – в части начисленных сумм налога на доходы физических лиц;
– в журнале операций с безналичными денежными средствами – в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты;
– в журнале по прочим операциям – в части иных операций.

Отражение расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете

 

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению казенными учреждениями в бюджетном учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет.


Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет

0 302 11 830-0 302 13 830,
0 302 21 830-0 302 26 830,
0 302 31 830-0 302 34 830,
0 302 91 830

0 303 01 730-0 303 13 730

Перечисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в доход бюджета

0 303 01 830-0 303 13 830

0 201 11 610,
0 201 21 610,
0 201 27 610,
0 304 05 211-0 304 05 213,
0 304 05 221-0 304 05 226,
0 304 05 290,
0 304 05 310-0 304 05 340

Отражение суммы НДС, подлежащей налоговому вычету в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом

0 303 04 830

0 210 01 660

Начисление выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

0 303 02 830

0 302 13 730

Начисление работникам учреждения выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

0 303 06 830

0 302 13 730

Поступление денежных средств от государственных внебюджетных фондов в погашение текущей задолженности по расчетам на обязательное социальное страхование

0 201 11 610,
0 201 21 610,
0 201 27 610,
0 304 05 213

0 303 02 730,
0 303 06 730

Поступление средств в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (отражается получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805))

0 303 05 830

0 206 13 660,
0 206 21 660-0 206 26 660,
0 206 31 660-0 206 34 660,
0 206 61 660-0 206 62 660,
0 206 91 660,
0 208 xx 660*,
0 303 02 730,
0 303 05 730-0 303 08 730,
0 303 10 730-0 303 13 730

Поступление средств в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба имуществу, недостачи денежных средств (отражается получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

0 303 05 830

0 209 71 660-0 209 74 660,
0 209 81 660,
0 209 82 660

Поступление средств в доход бюджета от плательщиков (отражается администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805))

0 303 05 830

0 205 11 660,
0 205 21 660,
0 205 31 660,
0 205 41 660,
0 205 51 660,
0 205 52 660,
0 205 61 660,
0 205 71 660-0 205 75 660,
0 205 81 660

Поступление средств в доход бюджета от плательщиков (отражается администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

0 210 02 110-0 210 02 180,
0 210 02 410-0 210 02 440,
0 210 02 620-0 210 02 650,
0 210 02 710,
0 210 02 720,
0 201 27 510

0 303 05 730

Отражение сумм расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформляемых Извещением (ф. 0504805)

0 304 04 100,
0 304 04 410-0 304 04 440,
0 303 05 830

0 303 05 730,
0 304 04 100,
0 304 04 410-0 304 04 440)

* По соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами".


Пример
За июль 2011 г. бухгалтером районной администрации в рамках бюджетной деятельности было начислено:
а) заработная плата – 350 000 руб.;
б) НДФЛ (13%) – 45 500 руб.;
в) страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (26%) – 91 000 руб., из них направленные:
– на выплату страховой части трудовой пенсии – 79 000 руб.;
– на выплату накопительной части трудовой пенсии – 12 000 руб.;
г) страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) – 10 150 руб.;
д) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в Федеральный ФОМС (ФФОМС) (3,1%), – 10 850 руб.;
е) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в территориальные ФОМС (ТФОМС) (2%), – 7 000 руб.;
ж) страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%) – 700 руб.
Все начисленные страховые взносы были перечислены в полном объеме.

В бухгалтерском учете расчеты с бюджетом отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата

1 401 20 211

1 302 11 730

350 000

Начислен НДФЛ

1 302 11 830

1 303 01 730

45 500

Перечислен НДФЛ в бюджет

1 303 01 830

1 304 05 211

45 500

Начислены страховые взносы:

 

 

 

- по обязательному пенсионному страхованию, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии;

1 401 20 213

1 303 10 730

79 000

- по обязательному пенсионному страхованию, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии;

1 401 20 213

1 303 11 730

12 000

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

1 401 20 213

1 303 02 730

10 150

- по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в ФФОМС;

1 401 20 213

1 303 07 730

10 850

- по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в ТФОМС;

1 401 20 213

1 303 08 730

7 000

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 401 20 213

1 303 06 730

700

Перечислены страховые взносы:

 

 

 

- по обязательному пенсионному страхованию, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии;

1 303 10 730

1 304 05 213

79 000

- по обязательному пенсионному страхованию, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии;

1 303 11 730

1 304 05 213

12 000

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

1 303 02 730

1 304 05 213

10 150

- по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в ФФОМС;

1 303 07 730

1 304 05 213

10 850

- по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в ТФОМС;

1 303 08 730

1 304 05 213

7 000

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 303 06 730

1 304 05 213

700

Выплачена работникам заработная плата за июль 2011 года (350 000 – 45 500) руб.

1 302 11 830

1 201 34 610

304 500

Сверка расчетов

 

Сверка расчетов по платежам в бюджет проводится непосредственно с администраторами доходов, налоговыми органами, Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования и прочими государственными органами.
Сверка расчетов по налогам. Сверка расчетов по налогам проводится между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика. В обязательном порядке сверка расчетов проводится налоговым органом в следующих случаях (п. 3 Регламента работы с налогоплательщиками*(5)):
– ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
– при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
– при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
– по инициативе налогоплательщика;
– в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Результаты сверки расчетов оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Форма такого акта утверждена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней. При этом в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте (п. 3.1.2 Регламента работы с налогоплательщиками).
Сверка расчетов по страховым взносам. Такая сверка проводится между плательщиками страховых взносов и органами контроля по уплате страховых взносов, которыми являются ПФР и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование), ФСС и его территориальные органы (в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
В соответствии с п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов может быть проведена по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов. Формы актов приведены в приложениях 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов".
В случае обнаружения по результатам проведенной сверки сумм излишне уплаченных страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов может быть произведен их зачет в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Решение о таком возврате также принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате этой суммы.
Если же по результатам сверки была выявлена неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок, в этом случае с плательщика страховых взносов взыскивается недоимка по страховым взносам. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (п. 2 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).

Л. Ларцева,
эксперт журнала
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(5) Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.


Метки: , , ,

Мы очень признательны Вам за помощь комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Ответы на вопросы по бюджетному учету в казенных учреждениях можно найти в книгах!

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях. Учебник и практикум

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях. Учебник и практикум

Читать

Вопросы онлайн