Актуальные юридические консультации по теме: Казначейский контроль в сфере закупок

Казначейский контроль в сфере закупок

1 ноября 2018 1:40:37


 

Положениями Закона о контрактной системе*(1) предусмотрен контроль в сфере закупок, который осуществляется на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях. Одним из органов государственной власти, на которые возложены полномочия по контролю в сфере закупок, является Федеральное казначейство. В статье мы поговорим о полномочиях Федерального казначейства в сфере контроля за государственными закупками, а также о порядке его проведения.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Полномочия Казначейства в сфере контроля за закупками

 

В силу положений Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, правовых актов, определяющих функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
- федеральный орган исполнительной власти, выполняющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Как мы видим, на Федеральное казначейство возложены полномочия по контролю в сфере закупок в рамках реализации функций:
- органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- органа внутреннего государственного финансового контроля.
Контроль как органа, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство должно контролировать соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок.

Для справки. Правила контроля в сфере закупок определены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Правила контроля).

В силу ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольные органы будут контролировать:
1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:
- в планах-графиках – информации в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Контроль в отношении указанных документов и информации (объекты контроля) будет осуществляться Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Необходимо отметить, что порядок взаимодействия Федерального казначейства и субъектов контроля определен Приказом Минфина РФ от 04.07.2016 N 104н "О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Примечание. Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.

В случае если в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе объекты контроля не подлежат размещению в ЕИС, контроль в отношении данных объектов будет осуществляться путем направления с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля:
утвержденных в установленном порядке планов закупок и планов-графиков закупок, в том числе изменений, внесенных в них;
информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, включенной в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;
данных о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Согласно п. 10 Правил контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных учреждений) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.
Контроль как органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля обладает полномочиями по контролю:
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральное казначейство контролирует:
а) соблюдение требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
б) нормирование в сфере закупок, предусмотренное ст. 19 названного закона, при планировании закупок;
в) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
г) применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
д) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
е) своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
ж) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Согласно ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
- при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Исходя из ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, порядок осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Субъекты контроля в сфере закупок

 

Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство будет проводить контрольные мероприятия в отношении:
государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе;
федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, проводящих закупки согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Однако здесь следует отметить, что перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это станет возможным в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Необходимо отметить, что положения Правил контроля распространяются на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.
Заметим, что как орган внутреннего государственного финансового контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 названного закона).

Порядок проведения контроля в сфере закупок

 

В силу п. 13 Правил контроля в ходе контрольного мероприятия контрольные органы сопоставляют информацию об объеме финансового обеспечения, включенную в планы закупок, с информацией:
- о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
- об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Кроме того, Федеральное казначейство в ходе проверки должно будет обратить внимание на наличие фактов:
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичными ценами в документации о закупке;
несоответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
несоответствия цены контракта и идентификационного кода закупки в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.

Оформление результатов контроля в сфере закупок

 

В случае выявления в ходе проверки каких-либо недостатков и недочетов должностные лица Федерального казначейства будут обязаны:
а) направить субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, не размещаются в информационной системе до устранения нарушения и прохождения повторного контроля;
б) сформировать отметку о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, и направить согласно п. 11 и 12 Правил контроля протокол с указанием выявленных несоответствий в течение трех рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.
При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Если же по результатам проверки факты несоответствия контролируемой информации требованиям, прописанным в ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлены не будут:
- объекты контроля, подлежащие размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе;
- орган контроля по результатам контроля, предусмотренного пп. "б" п. 8 Правил контроля, формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, согласно п. 11 и 12 Правил контроля в течение трех рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля.
Орган контроля в течение трех часов с момента формирования результатов контроля обязан уведомить в электронной форме субъект контроля о результатах проверки.

* * *

 

В заключение еще раз обратим внимание наших читателей, что начиная с 1 января 2017 года Федеральное казначейство контролирует соответствие:
1) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) сведений об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для проведения данных закупок:
– в планах-графиках – информации в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Порядок осуществления такого контроля определен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

А. Павелин, эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 41-50.

 


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн