Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта.
Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления.
Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля.
Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов.
Следует отметить, что аудит не отменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений.
Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета.
Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки.
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.
В настоящее время с распространением различных форм собственности все больше организаций, в том числе бюджетных учреждений, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. Экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается финансовому контролю (аудиту) в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Рассмотрим некоторые вопросы проведения аудита в бюджетных учреждениях.
Объектами аудита в бюджетных организациях являются доходы бюджета, источники финансирования, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
При аудите бюджетных учреждений аудитор должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами бюджетного учета:
– Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
– Бюджетным кодексом Российской Федерации;
– Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (с изм. и доп.) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Бюджетный учет – это учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции должны быть подвергнуты независимому аудиту.
При аудите доходов в бюджетном учреждении аудитор должен знать, что доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и т.д.
При аудите сметы доходов и расходов следует проверить, отражены ли все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности (доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления) и иной деятельности. При этом аудитор должен изучить доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования бюджета.
Основными направлениями аудита бюджетных учреждений являются: организация бюджетного процесса; соблюдение бюджетной системы; проверка соответствия единым принципам организации бюджетного процесса; планирование расходов; состава и полномочий участников бюджетного процесса и т.д.
При аудите бюджетного учета следует установить соблюдение единого порядка ведения учета и представления отчетности бюджетного учреждения, унифицированных форм бюджетной документации и отчетности бюджетных учреждений.
Порядок осуществления аудита учета в бюджетных учреждениях можно представить следующим образом:
Шаг 1. Аудит первичных бухгалтерских документов
Все хозяйственные операции, осуществленные учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, подтвержденные первичными документами, подвергаются аудиту (табл. 1).
Таблица 1
Аудит первичных документов бюджетных учреждений
|
N |
Первичный документ |
Действия аудитора |
|
Документы учета основных средств |
||
|
1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т.д. |
|
2 |
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
|
|
3 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
|
|
4 |
Акт о списании автотранспортных средств |
|
|
5 |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
|
|
6 |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
|
|
7 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
|
|
8 |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
|
|
Документы учета денежных средств |
||
|
9 |
Приходный кассовый ордер |
Хронологическая проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д. |
|
10 |
Расходный кассовый ордер |
|
|
11 |
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов |
|
|
Документы учета материалов |
||
|
12 |
Акт о приемке материалов |
Нормативная проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д. |
|
13 |
Требование-накладная |
|
|
14 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
|
|
Документы учета расходов на автотранспорт |
||
|
15 |
Путевой лист строительной машины |
Арифметическая проверка, хронологическая проверка, документальная проверка и т.д. |
|
16 |
Путевой лист легкового автомобиля |
|
|
17 |
Путевой лист специального автомобиля |
|
|
18 |
Путевой лист грузового автомобиля |
|
|
19 |
Путевой лист автобуса необщего пользования |
|
Аудитором должны быть проверены все обязательные реквизиты и показатели, содержащиеся в первичных документах бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства (наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц).
Шаг 2. Аудит регистров бюджетного учета
При аудите бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства проверке подвергаются регистры бюджетного учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов сверяют по датам совершения операций в хронологическом порядке в регистрах бюджетного учета (табл. 2).
Таблица 2
Аудит регистров бюджетного учета
|
N |
Регистры бюджетного учета |
Действия аудитора |
|
1 |
Журнал операций по счету "Касса" |
Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т.д. |
|
2 |
Журнал операций с безналичными денежными средствами |
|
|
3 |
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами |
|
|
4 |
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками |
|
|
5 |
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам |
|
|
6 |
Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям |
|
|
7 |
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
|
|
8 |
Журнал по прочим операциям |
|
|
9 |
Главная книга |
Записи в журналах по совершенным хозяйственным операциям подвергаются сверке аудитором не только по отдельным документам, но и группам однородных документов.
При аудите корреспонденции счетов в журнале операций проверяются в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. Аудиту подвергаются месячные обороты по счетам, данные по которым отражены в главной книге.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в главную книгу ежедневно.
При аудите кассового обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства аудит хозяйственных операций проводится в отдельной главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах (табл. 3).
Таблица 3
|
N |
Аудит записей, отраженных на счетах бюджетного учета |
Действия аудитора |
|
1 |
Аудит счетов по нефинансовым активам |
Проверке подвергаются счета учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути |
|
2 |
Проверка счетов по финансовым активам |
Проверке подвергаются счета учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности |
|
3 |
Ознакомление со счетами по обязательствам |
Проверке подвергаются счета учета кредиторской задолженности учреждения |
|
4 |
Изучение счетов по финансовым результатам |
Проверке подвергаются счета учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов |
|
5 |
Анализ счетов по санкционированным расходам бюджетов |
Проверке подвергаются счета отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях |
|
6 |
Проверка забалансовых счетов |
Проверке подвергаются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно. |
Шаг 3. Аудит правильности записей на счетах бюджетного учета
Счета бюджетного учета, отраженные в документах, предназначены для того, чтобы обозначить операции ведения бюджетного учета для учреждений государственной власти, управления внебюджетных фондов, территориальных органов управления, которые занимаются кассовым обслуживанием в бюджетной системе государства, поэтому аудитор подвергает сплошной и выборочной проверке все операции, отраженные на данных счетах.
Аудитору необходимо учитывать, что бюджетные учреждения, которые занимаются учетом операций по выполнению смет доходов, расходов бюджетных, а также средств, применяют в данной области План счетов, который утверждается Министерством финансов РФ и входит в состав Инструкции к учету бюджета (табл. 3).
Полнота и правильность формирования и раскрытия информации об операциях в бюджетном учете также подлежит аудиторской проверке.
Шаг 4. Обобщение результатов аудита
Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны быть оформлены в виде таблиц нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.
Рабочий документ аудитора должен отражать информацию (доказательства), представленную в табл. 4.
Таблица 4
Основные принципы документирования информации
в рабочих документах аудитора
|
N |
Принципы отражения информации |
Расшифровка принципов документирования информации (доказательств) |
|
1 |
Уместность |
Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений |
|
2 |
Своевременность |
Информация должна предоставляться оперативно, то есть в сроки, позволяющие вовремя принимать необходимые решения |
|
3 |
Адресность |
Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия конкретных решений |
|
4 |
Необходимость |
Информация должна быть достаточной для принятия соответствующего решения, она не должна быть избыточной и чрезмерной |
|
5 |
Аналитичность |
Доказательства должны содержать данные текущего анализа и способствовать проведению последующего анализа |
|
6 |
Ясность |
Информация должна быть понятна для всех пользователей |
|
7 |
Подлинность |
Доказательства должны содержать достоверную информацию, в ней не должно быть ошибок и неточностей |
|
8 |
Сравнимость |
Информация должна быть сопоставима, что позволит пользователям выявить сходства и различия показателей |
В рабочем документе следует указать факты нарушения, характеристику нарушения, лиц, допустивших нарушения и т.д.
По результатам проверки следует сделать обоснованные выводы и внести предложения по устранению выявленных ошибок в бюджетном учете; рекомендовать экономическому субъекту внедрение более прогрессивных методов учета и контроля.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности N 7/2011 "Аудиторские доказательства". КонсультантПлюс. Законодательство.
6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. N 4. С. 136 – 143.
7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. N 4. С. 10 – 17.
8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. N 5. С. 69 – 73.
9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599 – 606.
10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика – устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 308 – 312.
11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 15. С. 36 – 42.
12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. N 6. С. 100 – 107.
13. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. N 1-2. С. 118 – 134.
14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. N 9. С. 24 – 27.
15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103 – 111, 09.2014.
Г.Я.Остаев
Кандидат экономических наук,
доцент
кафедры бухгалтерского учета,
финансов и аудита
Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия
Ижевск, Российская Федерация