Актуальные юридические консультации по теме: О некоторых подходах к передаче объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам

О некоторых подходах к передаче объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам

12 января 2018 7:51:58

В статье рассматривается проблема передачи объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам.

Передача таких объектов возможна только на основании концессионного соглашения или договора аренды. Однако в судебной практике встречаются и иные подходы. Ключевые слова: концессионные соглашения, централизованные системы водоснабжения и водоотведения, право оперативного управления.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В настоящий момент развитие жилищно-коммунального хозяйства – одно из наиважнейших направлений развития экономики Российской Федерации. Именно поэтому ее эффективному функционированию уделяется большое внимание. Указанный тезис подтверждают в первую очередь актуальные данные статистики, представленные Министерством строительства Российской Федерации. Так, согласно данной статистике за 2016 г. в сфере жилищно- коммунального хозяйства было реализовано 859 концессионных соглашений. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Общие положения устанавливает глава 3 указанного закона. В тоже время глава 4 данного нормативного правового акта регулирует особенности концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ широко применяются администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [1]. В настоящий момент, несмотря на вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым, права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут [2, с. 603]. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации встречается передача указанных объектов частным лицам на праве хозяйственного ведения.

В то же время, как считает антимонопольный орган, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи прав в отношении таких объектов в ином порядке, в том числе путем их закрепления за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения [3]. Однако в судебной практике наблюдаются различные подходы по отношению к передаче объектов, централизованных системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам.

Так, в соответствии с Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2017 № 07АП-11990/2016 по делу № А03-12362/2016 суд отметил, что закрепление объектов водоснабжения за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты. Аналогичной позиции придерживаются и Арбитражные суды Западносибирского округа (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2016 № Ф04-5355/2016 по делу № А46-492/2016). Однако следует отметить, что есть и другая cудебная практика, которые признают соответствующей действующему законодательству передачу централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также объектов теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию.

Так, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05 мая 2016 № Ф09-2516/16 по делу № А07-16152/2015 передача имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия является распорядительным актом собственника, который осуществляет свои правомочия своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению. При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях,

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как отметил суд, пользуясь наделенным законом правом, администрация муниципального района заключила с предприятием договор о закреплении муниципального имущества (объектов теплоснабжения) на праве хозяйственного ведения. Кроме того, суд также отметил, что правила, установленные законодательством о водоснабжении, относятся к сфере обязательственных правоотношений, но не регулируют вопросы закрепления имущества за предприятиями.

Кроме того, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, акцентировал внимание, в том числе на «чрезвычайном» характере принятого органом местного самоуправления решения. Таким образом, путем проведения анализа судебной практики можно отметить, что, несмотря на наличие императивной нормы о передаче объектов коммунальной инфраструктуры только путем заключения концессионных соглашений и договоров аренды судами в некоторых случаях признается правомерность передачи указанных объектов в оперативное управление.

Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего тем, что законодатель предусмотрел правомерность передачи объектов водоснабжения в оперативное управления, в случае невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо в случае отказа последним от исполнения обязательств. Указанная возможность, напрямую противоречит мнению антимонопольного органа и порождает предоставление преференций определенной категории хозяйствующих субъектов. Кроме того, в настоящий момент имеется большое количество судебных дел по оспариванию результатов торгов. Так как, данная процедура является долгосрочным процессом, концессионер не может выполнять свои обязательства по концессионному соглашению и соответствующее муниципальное образование имеет возможность передать объекты водоснабжения по договору оперативного управления. Данный пробел законодателя существенно затрудняет эффективное использование института концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения в настоящий момент.

Библиографический список 1. Статистика заключенных концессионных соглашений в Российской Федерации [Электронный ресурс]. − URL: http://www.minstroyrf.ru/press/okolo-40 kontsessionnykh-soglasheniy-v-rossii-deystvuet-v-sfere-zhkkh/ (дата обращения 21.10.2017). 2. Проваленова, Н.В. Современный этап развития концессионных соглашений на рынке жилищно-коммунальных услуг / Н.В. Проваленова // Фундаментальные исследования. − 2015. − № 8–3. – С. 600−604. 3. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2016 г. № АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [ Электронный ресурс]. − URL: http://www.garant.ru.

Е.А.Симонова


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Вопросы онлайн