Актуальные юридические консультации по теме: Объезд автобуса через сплошную линию разметки

Объезд автобуса через сплошную линию разметки

1 октября 2018 7:52:38


Дано: двухполосная дорога – одна полоса попутная, одна встречная. Справа оборудована остановка маршрутных транспортных средств без заездного кармана. В этом случае для запрещения обгонов и объездов напротив остановки наносится сплошная линия разметки, – п.5.13.6 «Указаний по разметке автомобильных дорог» ВСН 23-75. То есть сначала определяется место остановки, а затем наносится сплошная. В печати и интернете часто можно видеть, что водитель маршрутного транспортного средства обязан соблюдать расстояние 3 м до сплошной линии разметки (п.12.4 ПДД).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Такие утверждения абсурдны, так как меняются местами причина и следствие. Да и сам пункт 12.4 описывает места, где запрещена преднамеренная остановка (остановка по желанию водителя), а водитель автобуса при остановке выполняет свои служебные обязанности (см.27 Типы остановок). Если автобус остановился на остановке, и водитель объехал его слева через сплошную линию разметки, то на него составляется протокол по ч.4 ст.12.15 КоАП. Инспекторы и судьи говорят, что в этой ситуации автобус остановился «в соответствии с требованиями Правил», и поэтому препятствием он не является (п.1.2 ПДД) и нельзя оправдать его объезд «крайней необходимостью» (ст.2.7 КоАП) – см.30.16 Объезд препятствия.

Что делать, если с вами такое произошло? Главное – опровергнуть тезис, что автобус в данном случае препятствием не является, либо поставить его под сомнение, так как при рассмотрении дела в ГАИ или суде все сомнения трактуются в пользу водителя, – ст.1.5 КоАП. 1. Согласно «Правилам перевозок пассажиров» понятий «маршрутный автобус» или «маршрутное такси» не существует. Есть транспортные средства категорий М2 (разрешенная максимальная масса до 5 тонн) и М3 (разрешенная максимальная масса свыше 5 тонн), и все. Другими словами, нет никакой разницы, маршрутное такси или автобус остановились на остановке. Из «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», статья 19: «2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок». Аналогичные положения закреплены в п.7 ч.1 ст.26 закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ».

Если автобус осуществляет перевозку первого типа, то он – маршрутное транспортное средство по определению, данному в п.1.2 ПДД. Если второго типа, то определению маршрутного транспортного средства в п.1.2 ПДД автобус не соответствует. Следовательно, его водитель совершает преднамеренные остановки и п.12.4 ПДД в отношении него действует. Например, на остановках он имеет право останавливаться, не создавая помех маршрутным транспортным средствам; остановка в местах, где между автобусом и сплошной линией разметки менее 3 м, ему запрещена.

Следовательно, такой автобус является препятствием. Установить, какого типа перевозку осуществлял автобус, возможно только по документам, разрешающим перевозку пассажиров. Они в материалах дела присутствуют? Если нет, то не доказано само событие правонарушения. 2. Согласно ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций» знак 5.16 является составной частью указателя. Знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» обозначает остановку, но не обязывает маршрутное транспортное средство останавливаться на ней. Такая обязанность возникает у водителя автобуса только там, где под знаком установлен указатель его маршрута, – п.14 «Правил перевозок пассажиров». В п.15 данных Правил и в ГОСТ 25869-90 описаны требования к указателям.

Если маршрутное транспортное средство остановилось не на своей остановке, то оно – препятствие. 3. Согласно п.4 ч.1 ст.26 закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» для каждого маршрута автобуса, троллейбуса или трамвая в реестре маршрутов указываются промежуточные остановочные пункты. Материалами дела установлено, что остановочный пункт, где остановился автобус, включен в реестр его маршрута? Признаками остановки являются указатель, его составная часть – знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и разметка 1.17 – желтая линия в виде лесенки. Если ни одного признака нет, то автобус или троллейбус – препятствие. 4. Остановка не может быть бесконечной. В ПДД нет определения того, где, собственно, находится остановка. Сориентироваться можно только по разметке 1.17, если она нанесена. В п.12.4 ПДД упоминается, что простым водителям запрещено останавливать ближе 15 м до и после указателя остановки. Но ничего не сказано о том, что эта зона является остановкой. 5. Знак 5.16 и соответственно указатель, частью которого он является, должен устанавливаться вначале посадочной площадки, – п.5.6.23 ГОСТ 52289-2004. Это вполне логично, так как остановившийся автобус или троллейбус не будут ограничивать его видимость для подъезжающих сзади автомобилей.

Если знак (указатель) не видны, и отсутствует разметка 1.17, то автобус или троллейбус – препятствие. 6. Согласно «Инструкции о порядке работы водителей на линии РД-200-РСФСР-12-0071-86-05» п.3.2.1 водитель обязан: «…останавливать автобус у остановочного пункта так, чтобы задняя дверь находилась на расстоянии 1-1,5 м от указателя остановки и вплотную к тротуару. Если остановка занята другим автобусом, подъезжать к ней для посадки и высадки пассажиров только после отправления впереди стоящего автобуса». Согласно «Должностной инструкции водителя троллейбуса (примерная форма)» (утверждено распоряжением Минтранса России от 08.10.2003 № АК-25-р) п.14: «При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан … произвести остановку троллейбуса так, чтобы задняя дверь находилась против указателя остановки, а расстояние от бордюра остановочной площадки до колес не превышало 200-400 мм. Касание бордюра шинами не допускается». Если автобус остановился не вплотную к бордюру, а троллейбус остановился далее 40 см от бордюра, то они – препятствие. Аналогично, если имеет место заездной карман на остановке, но маршрутное транспортное средство туда не заехало по какой-либо причине. 7. Согласно «Правилам перевозок пассажиров» п.29, «Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются … на заднем окне транспортного средства». Автобус может перевозить пассажиров по заказу.

Отличить его от маршрутного автобуса сзади возможно только по наличию номера маршрута на стекле. Если номера не было, то водитель не знал и не мог знать, что перед ним маршрутное транспортное средство. Попутно: согласно п.4.8 Приложения В ГОСТ Р 50577-93, на транспортных средствах, производящих коммерческую перевозку пассажиров, устанавливаются желтые регистрационные знаки. Материалами дела установлено, какого цвета были регистрационные знаки автобуса, который стоял на остановке? 8. Обратимся к обязательному для исполнения ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства»: «5.3.3.2 При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения – вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия); на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 – в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 – в заездных «карманах». Как видим, заездной карман при уровне загрузки не более 0,6 – необязателен. Конкретный уровень загрузки должен быть установлен материалами дела. Когда подобные остановки создавались 20-30 лет назад, то низкий уровень загрузки, может, и имел место, и остановившийся автобус никому не мешал. На сегодня загрузка возросла, и заездной карман стал обязателен, но его нет. Вина в этом лежит на дорожниках, надзорном органе и ГАИ, а не на водителе.


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн