Актуальные юридические консультации по теме: Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам

Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам

15 апреля 2018 8:01:53




В статье анализируется существующий порядок применения налоговых льгот в Российской Федерации, рассматриваются позиции по возможности отмены налоговых льгот по региональным и местным налогам. На основании изложенного автор делает вывод о возможных положительных и отрицательных последствиях оптимизации налоговых льгот. Ключевые слова: Налоговый кодекс Российской Федерации, налог, налоговая льгота, региональные налоги, местные налоги.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации1 (далее – НКРФ) закреплена правовая возможность установления и использования налоговых льгот. Согласно данной норме, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. С учетом анализа положений НК РФ можно признать, что данный правовой институт нуждается в совершенствовании. Так, положения НК РФ не содержат четких предписаний по вопросу отмены льгот по региональным и местным налогам. В нем указывается, что льготы по региональным и местным налогам устанавливаются и отменяются

НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, либо нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Данная проблема имеет большое значение для экономики России, поскольку правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Однако, чрезмерное применение таких преимуществ в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях может привести к обратному результату. Согласно статистике Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб. в 2017 году, в 2020 году потери прогнозируются на уровне 377,1 млрд руб. Кроме того, наличие большого количества послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости.

Следовательно, в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, обеспечения их соответствия общественным интересам, определения категорий лиц, нуждающихся в их использовании, сокращения потерь бюджетной системы Российская Федерация оставляет за собой право отменять налоговые льготы на региональном и местном уровнях. Так, в Основных направлениях налоговой политики на 2011 – 2013 годы была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам. После проведения анализа и оценки бюджетного эффекта от действовавших на тот момент федеральных льгот по региональным и местным налогам была предложена их постепенная отмена по налогу на имущество организаций для инфраструктурных объектов, а также по земельному налогу для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд2 . С 2013 года были отменены наиболее крупные налоговые льготы по налогу на имущество организаций с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году.

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов3, одновременно предполагалось окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам. При этом в указанный период Минфин России предлагал осуществлять постепенную отмену неэффективных налоговых льгот в субъектах Российской Федерации. В связи с этим был поднят вопрос об анализе и оценке эффективности налоговых льгот. Это повлекло принятие специальных законов и подзаконных нормативных правовых актов некоторыми субъектами Российской Федерации. Например, Постановлением Правительства Красноярского края от 24 декабря 2015 года № 697-п «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот»4 определены порядок оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот, утверждены основные методы оценки эффективности, а также порядок расчета прогнозируемого уменьшения объема бюджета. В настоящее время на уровне Российской Федерации планируется разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к ним как к «налоговым (неналоговым) расходам».

С учетом проведенного анализа практики оценки эффективности использования налоговых льгот, целесообразно выделить следующие критерии для определения эффективности налоговой льготы: 1) бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на налоговые доходы бюджета субъекта РФ или муниципального образования; 2) экономическая эффективность – оценка динамики финансовоэкономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков; 3) социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание мер социальной поддержки граждан и преференций организациям. Отметить, что этот перечень не является закрытым и может быть дополнен. Такая концепция отражена в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В документе отмечается, что контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы.

В настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций. При этом значительная часть из них носят бессрочный характер, не являются «адресными» и не направлены на решение какого-либо конкретного приоритета социально-экономической политики государства. При этом государственная политика нацелена на решение двух задач: 1) распределение действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года5 ; 2. Расширение применения правила «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона только в случае принятия соответствующего закона субъекта. Представляется, что в таком случае бизнес будет стремиться перевести имущество в регионы, которые сохранят льготу, вследствие чего все имущество окажется на балансе одного субъекта Российской Федерации. Кроме того, мнению Президента РФ В. В. Путина «налоговые льготы нельзя отменять, так как это приведет к дестимуляции малого и среднего предпринимательства.

Предприятия и так не приобретают нового современного оборудования, следовательно, не будет развития и НДФЛ» 6 . Таким образом, отмена налоговых льгот может повлечь как позитивные, так и негативные последствия для бюджетной системы. К таким возможным результатам можно отнести, например, прямое повышение налоговой нагрузки для лиц, ранее использовавших данные преимущества. С другой стороны, в случае изменения правил введения льготы у регионов появится возможность конкурировать с ближайшими субъектами за привлечение инвестиций и бизнеса. Кроме того, отмена налоговых льгот увеличит конкуренцию между частными услугами и государственными. По этой причине, видится необходимым дальнейшее развитие порядка предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, закрепление порядка оценки их эффективности в целях единообразного понимания и применения данных положений, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами

А. С. Калашникова


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн