website templates free download


Категория предпринимательства по своему определению неразрывно связана с риском. В условиях рыночной экономики многие предприятия в процессе функционирования в силу ряда неблагоприятных обстоятельств попадают в фазу кризисного развития, резко ухудшаются показатели деятельности [3], теряется устойчивость хозяйственных систем [1].

Преодолеть кризис могут не все организации, многие прекращают свое существование. При этом возникает вопрос о порядке удовлетворения требований кредиторов, среди которых и налоговая служба. Камеральная налоговая проверка при банкротстве проводится в штатном режиме в соответствии со статьей 88 НК РФ [6]. Для ее начала не нужно получать какое-либо разрешение от руководителя налоговой службы. В ходе проверки анализируются представленные в ФНС декларации и иные подтверждающие документы. Срок проверки составляет 3 месяца со дня представления декларации в налоговый орган.

В случае обнаружения в них несоответствий, ошибок, противоречий инспекторы направляют требования о представлении пояснений или предъявлении дополнительных документов должнику. Обычно при банкротстве заявлен убыток, причем как в налоговом, так и в бухгалтерском учете [2]. Совокупные затраты (в том числе на природоохранную деятельность [5], международное сотрудничество) превышают доходы во много раз.

При наличии убытка в течение пяти дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции такие требования инспекторов должны быть удовлетворены и даны пояснения. При выявлении нарушений в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт (статья 100 НК РФ [6]). В ходе дела о банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании, все полномочия переходят к временному управляющему. В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений проводятся через назначенного судом управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей. После введения внешнего управления налоговые органы не вправе налагать ограничения (в т.ч. аресты) на имущество должника в силу пункта 1 статьи 94 Закона о несостоятельности [8].

По результатам процедуры банкротства организации все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию. Однако в некоторых ситуациях возможно привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-банкрота. Ведь уклонение от уплаты налогов в России относится к уголовным деяниям. Кратко процедура привлечения к ответственности руководства будет выглядеть так: 1) по результатам налоговой проверки при процедуре банкротства составляется акт и принимается решение о доначислении налогов; 2) вступление принятого решения в законную силу и направление лицу требования об уплате налогов; 3) неисполнение требования руководством в течение двух месяцев; 4) направление материалов инспекторами в органы внутренних дел и принятие решение о возбуждении уголовного дела. Действующее законодательство (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ [8] и Налоговый кодекс [6]) не содержат никаких запретов на инициацию ревизии в отношении юридического лица.

На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротстве зависит от комплекса факторов. Рассмотрение в арбитражном суде ходатайства юридического лица или его кредиторов о признании компании банкротом зачастую снижает заинтересованность ФНС в проверках. Это связано с рядом причин:  низкая вероятность взыскания денежных средств (налоговые сборы входят в число кредиторских требований третьей очереди);  невозможность налоговиков влиять на процедуру банкротства через участие в кредиторских собраниях;  требования Налоговой службы зачастую не попадают в кредиторский реестр при несостоятельности, что фактически сводит к нулю вероятность их удовлетворения (из-за длительных сроков самой ревизии);  начисление налоговых санкций и пени существенно ухудшает статистику налоговиков, в чем они не заинтересованы (например, такие показатели как собираемость налогов и сборов по Инспекции).

По вышеизложенным причинам специалисты налоговой службы хоть и включают потенциально несостоятельную компанию в план проверок, однако с учетом профессионального суждения [4] фактически в дальнейшем ее исключают. Это применимо к завершающей стадии банкротства, такой как конкурсное производство. Если же предприятие продолжает функционировать (находится на стадиях наблюдения, управления или на процедуре финансового оздоровления), сдавать декларации и уплачивать налоги, то камеральные проверки будут проводиться.

Следует заметить, что инициация ревизии Налоговой службой более вероятна в случае, если у юридического лица на момент объявления о своей финансовой несостоятельности образовалась солидная налоговая задолженность. Помимо прочего, необходимо упомянуть особенности налоговой проверки индивидуальных предпринимателей.

В целом такая проверка проводится по той же схеме, что и для юридических лиц. Но все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Однако если предприниматель проходит через официальную процедуру банкротства (признание арбитражным судом), то задолженность перед бюджетом списывается.

Список использованной литературы:

1. Коноплянник Т.М. Аудит устойчивости хозяйственных систем // монография / Т. М. Коноплянник. – СПб: М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т». Санкт-Петербург, 2012. – 280с.

2. Коноплянник Т.М. Проблемы сближения бухгалтерского и налогового учета с позиции институциональной теории // Вестник ИНЖЭКОНа. – Серия: Экономика. – 2013. – №6(65). – с.85-89.

3. Коноплянник Т.М. Контроллинг: учебное пособие / Т. М. Коноплянник. – СПб: М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т», 2011. – 167с. 4. Коноплянник Т.М. Профессиональное суждение бухгалтера в контексте новой экономики // Вестник ИНЖЭКОНа. – Серия: Экономика. – 2014. – №2(69). – с. 53-60.

5. Коноплянник Т.М., Николаенко А.В. Характеристика учета затрат в качестве инструмента управления природоохранной деятельностью // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №10-2(75-2). – с. 372-375.

6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016); [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2017).

7. Николаенко А.В. Некоторые аспекты энергетического сотрудничества в странах центрально-азиатского региона // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – №4(71). – с. 36-41. 8. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017); [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2017).

Богоявленская Т.С.


Метки: , ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.