Институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, послуживший прообразом современного аналогичного правового института, был разработан еще в 1966 г. и нашел отражение в Положении об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Главным компонентом данного правового акты был именно институт административного надзора, который оправдал свое создание теми мерами, принятие которых привело к сокращению уровня преступности, совершаемой лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В связи с этим в советский период уровень рецидивов преступности административно-поднадзорных был значительно ниже современного. В связи с развитием экономики и ростом социальной разрозненности населения увеличился рост преступности и возникла необходимость в создании более усовершенствованного нормативного акта, направленного на дальнейшее совершенствование правового регулирования в сфере осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Возрождение института административного надзора было вызвано осложнением криминальной ситуации в стране, а также потребностью предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью. Порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентирован ст. 183 УИК РФ, Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Административный надзор направлен на предупреждение и пресечение рецидивной преступности1 .
Административный надзор устанавливается только по решению суда на определенный срок, связанный со степенью тяжести совершенного деяния. Обязательным условием для осуществления административного принуждения в виде административного надзора является течение срока судимости, в течение которого обвинительный приговор суда сохраняет свою силу, вследствие чего лицо, имеющее судимость, даже после отбытия наказания находится в уголовноправовых отношениях с государством. Административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.
Административный надзор за лицом, освобожденным от заключения в местах лишения свободы, в различные периоды времени Российской Федерации существовал в той или иной форме, он важен для лиц, которые пытаются вернуться в социум и адаптироваться после отбывания наказания в местах лишения свободы к нормальной жизни, работе, учебе. Государство в лице органов внутренних дел осуществляет наблюдение и контроль поведения лица, за которым установлен административный надзор, и определенные административные ограничения.
Данному лицу необходимо зарекомендовать себя только с лучшей стороны и иметь исключительно положительные тенденции в его стремлении к адаптации в обычном обществе, при этом воздерживаясь от совершения действий, которые могут повлечь административную или уголовную ответственность. Обязывая лиц, находящихся под административным надзором, к определенным действиям, таким как постановка на учет в территориальном органе МВД России по месту жительства, а также обязательное регулярное посещение лицом территориального органа МВД России, профилактические беседы с участковым уполномоченным полиции, допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения и т. п., за невыполнение которых установлена как уголовная (ст. 314.1 УК РФ), так и административная (ст. 19.24 КоАП РФ) ответственность. Наряду с обязанностями, данные лица наделяются определенными правами. К примеру, при необходимости лица, находящегося под административным надзором, подавать заявление в территориальный ОВД для предоставления права выезда за пределы территории установленной судом, которую лицу запрещено покидать в связи с прохождением поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории. Для лица наступает новый этап его жизни: кто-то осознает свою вину и пытается встать на путь исправления, а для кого-то – это еще один шаг к новому наказанию, т. е. можно выделить две группы лиц, освобожденных из мест лишения свободы: 1) лица, в отношении которых цель наказания была достигнута; 2) лица, в отношении которых цель наказания не была достигнута.
Первая категория лиц всяческий пытается задержаться в обществе и начать жить нормальной жизнью, соблюдая законы и правила в обществе. Но зачастую данным лицам более сложно вернуться обратно в общество, так как есть судимость и работодатели неохотно берут данных лиц на работу, а если и берут, то на низкооплачиваемую работу, где зарплата близка к прожиточному минимуму. В данной ситуации особую роль играют родственники и семьи лиц, за которыми установлен административный надзор, влекущий за собой ряд ограничений.
Они помогают лицу в некоторых моментах вести себя сдержанней, думать о семье, о близких и всячески оказывают положительную моральную помощь, что способствует возвращению лица в общество и повседневный ритм жизни1 . Но не всегда у данных лиц есть родственники или семья, да и имеется судимость, т. е. наличествуют обстоятельства, сопутствующие новой криминализации лица. Именно в такой ситуации играет особую роль участковый уполномоченный полиции, который проводит профилактические беседы с лицом, узнает, как у него дела, интересуется положением других дел, и в том числе посещает его для проверки по месту жительства. Хороший участковый, кроме этого, постарается оказать посильную помощь в трудоустройстве, если этого требует положение дел, ведь залог успеха в деятельности участкового уполномоченного полиции – это благоприятный климат в общении с поднадзорным лицом, так как участковый – это тоже человек, и он понимает, что лицу необходима помощь и поддержка2 . Вторая категория лиц – особая.
Это лица, в отношении которых не была достигнута цель наказания, и лицо сформировалось как криминализированная личность даже после отбытия наказания. Данные лица уже и на «свободе» следуют «правилам зоны и авторитетским понятиям», идущим наперекор правилам поведения, которые приняты в обществе и закреплены государством в законах. Данную категорию лиц очень сложно, точнее, практический невозможно вернуть в «нормальное русло жизни», так как избранные ими способы получения доходов и любая другая деятельность, скорее всего, будет сопряжена с преступлением.
В отношении данных лиц участковые уполномоченные также ведут работу и осуществляют административный надзор1 , и содержание этой работы в определенной мере сложнее. В большинстве случаев такие лица стараются вести себя сдержанно в присутствии участкового и нарочито показано исполнять все ограничения и возложенные на них обязанности, но, как правило, они снова совершают преступление на различной почве по истечении определенного промежутка времени. Таким образом, административный надзор является реально работающим механизмом сдерживания, предупреждения и пресечения правонарушений для указанной категории лиц.
Но, несмотря на то, что лица, освобожденные из мест лишения свободы, в значительной степени отстранены от элементов общества, они нуждаются в тщательной и действенной социальной реабилитации, поскольку в значительной степени подвержены риску повторного совершения преступления.
Е. В. Ренкас