website templates free download


Закон N 44-ФЗ устанавливает комплекс требований к планированию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупки).

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок должно осуществляться исходя из определенных с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ целей осуществления закупок. В соответствии же со ст. 13 Закона N 44-ФЗ осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
Счет, калькулятор, карандаш
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением государственных программ, упомянутых выше;
3) выполнения иных, помимо упомянутых выше, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с той же ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок;
2) планов-графиков.

 

 

Требования о составлении плана закупок и требования к планам-графикам, установленные в соответствии со ст. 21 Закона N 44-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2016 года. Поскольку и план закупок, и план-график составляются, по определению, на последующие периоды (ч. 4 ст. 17, ч.ч. 1, 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ), первые планы закупок и планы-графики, соответствующие постоянным требованиям, должны были быть составлены в 2016 году на 2017 год (для планов закупок – на соответствующий плановый период). Именно поэтому требование о включении планов закупок и планов-графиков в единой информационной системе вступило в силу с 1 января 2017 года (п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ). В 2015 – 2016 годах осуществлялось только формирование планов-графиков по временным правилам переходного периода (ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
С 1 января 2017 года закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21, ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

 

 

План закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе (далее – ЕИС) (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 4, ч.ч. 5, 9 ст. 17, ч.ч. 6, 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Напомним, что информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно (сведения, составляющие государственную тайну, в ЕИС не размещаются) (ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, размещение плана закупок и плана-графика в ЕИС является реализацией одной из целей регулирования закупок, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ: обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок. Вместе с тем, по нашему мнению, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, в свою очередь, не является самоцелью, а призвано служить достижению других целей: повышения эффективности, результативности осуществления закупок и предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Это определяет и требования к содержанию процесса планирования закупок.

Так, требованием, служащим предотвращению злоупотреблений и повышению эффективности закупок, безусловно, является нормирование закупок – установление требований к объектам закупки, в том числе предельной цены товаров, работ, услуг, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Самым существенным, на наш взгляд, является требование о включении в планы закупок и планы-графики обоснования закупок – описания соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, предусмотренным ст. 13 Закона N 44-ФЗ (ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Обоснованы должны быть как сами объекты закупок, с учетом требований к их нормированию (в плане закупок, ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ), так и способ конкретной закупки и начальная (максимальная) цена контракта (в плане-графике, ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта отдельно урегулировано ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Требование об обосновании закупок является необходимым условием для осуществления предварительного, до осуществления закупки, контроля за реальным ее соответствием целям осуществления закупок, которое может осуществляться как контролирующими органами, так и общественностью. В рамках общественного контроля вводится специальный механизм обязательного общественного обсуждения закупок, включенных в план закупок. Следует, впрочем, заметить, что, с одной стороны, обязательное общественное обсуждение проводится только в случаях, специально установленных исполнительными органами власти, и его результаты не являются строго обязательными (ст. 20 Закона N 44-ФЗ). Однако, с другой стороны, этот механизм не исключает иных форм общественного контроля, включая и обжалование участниками закупки действий и бездействия заказчика. В любом случае анализ, обсуждение, меры реагирования контролирующих органов и общественности позволяют корректировать условия закупки, как в целях пресечения злоупотребления, так и в целях повышения ее эффективности.
Одновременно размещение в ЕИС планов закупок и планов-графиков несет в себе функцию оповещения участников закупки о предстоящих закупках. Такое информирование позволяет участникам закупки заранее подготовиться к участию в предстоящих процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Такая подготовка может заключаться в развертывании или расширении производства товаров, подготовке к выполнению работ или оказанию услуг, приобретение которых планируется заказчиком, либо оптимизации процессов производства таких товаров, выполнения таких работ или оказания таких услуг в целях снижения себестоимости и, соответственно, цены и так далее. Это само по себе также может служить повышению эффективности закупок, а путем расширения круга заинтересованных лиц – и в пресечении злоупотреблений.

Для облегчения информирования участников закупки вводится и такое требование к форме планирования, как стандартизация обозначения закупки и ее объектов. Это выражается в требованиях об определении закупки идентификационным кодом, формируемым по определенным правилам, обозначении объекта закупки, то есть приобретаемых товара, работы, услуги наименованием, определенным каталогом (ст. 23 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Требование об определении закупки идентификационным кодом вступило в силу одновременно с требованиями о формировании планов закупок и планов-графиков по правилам, установленным в соответствии со ст. 21 Закона N 44-ФЗ, которые должны содержать такие коды, то есть с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ). До 1 января 2017 года идентификационный код закупки формировался на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов (ч. 12 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Требование об обозначении объектов закупки наименованиями, содержащимися в каталоге вступило в силу с 1 января 2017 года (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Подробнее отдельные вопросы о требованиях к форме и содержанию процесса планирования закупок по Закону N 44-ФЗ рассмотрены в отдельных материалах.


Метки: , ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.