Актуальные юридические консультации по теме: Правовые проблемы занятости молодежи в Российской Федерации

Правовые проблемы занятости молодежи в Российской Федерации

10 Февраль 2019 5:00:52


Решение многих проблем, стоящих перед Россией в настоящее время, равно как и само ее будущее, во многих аспектах связано с молодежью, поэтому в наши дни молодежная проблематика, несомненно, должна находиться в центре внимания науки и практики. Законом Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» определены категории граждан, которые, особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Согласно п. 2 ст. 5 к лицам, испытывающим трудности в поиске работы, относятся инвалиды; семьи с детьми; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые и др. Для таких граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии в сфере занятости. На уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются целевые программы по содействию занятости, создаются дополнительные рабочие места, принимаются и реализуются законы о квотирование рабочих мест, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, организуется профессиональное обучение и получение дополнительных профессий.

Однако, не смотря на перечисленные гарантии молодежь, остается одной из уязвимых категорий граждан с точки зрения защиты от безработицы. В СССР трудоустройством выпускников институтов занималось государство. Диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение и престижную работу. К сожалению, сегодня диплом об образовании перестал быть «пропуском» в мир больших возможностей и для того чтобы реализовать себя в жизни молодому специалисту на пути его профессионального становления, прежде всего, необходим первый опыт работы1 . Наличие опыта на сегодняшний день является одним из базовых критериев, представляемых кандидатам на замещение вакантных должностей, предлагаемых на рынке труда. Таким образом, стаж выступает преимуществом при приеме на работу. Однако в данном случае молодые люди сталкиваются с «замкнутым кругом»: как приобрести опыт по полученной специальности, если без него не трудоустроиться?

По нашему мнению, эту проблему можно решить практико-ориентированным подходом со стороны учебных заведений. Дело в том, что, проходя теоретический курс, студенты не всегда ясно и четко представляют себе свою будущую трудовую деятельность, имея лишь поверхностные и приблизительные знания, которые вырабатываются на лекционных и практических занятиях. Именно в условиях реального производства студенты приобретают опыт, который позволит им приблизиться к их профессиональной деятельности. Во время прохождения производственной практики они могут реализовать в жизни свои теоретические навыки. Будущий специалист учится субординации, работе в коллективе, получает навыки профессионального общения. Производственная практика, кроме того, помогает руководителям предприятий познакомиться с новыми кадрами и пригласить их к себе на работу по окончании вуза. Сегодня, когда система гарантированного распределения выпускников после институтов работает в небольшом количестве вузов, именно на производственной практике студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя. Для того чтобы реализоваться в послевузовской жизни, студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний. Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментализация знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению. Повышенные требования предъявляются работодателями к управленческому персоналу. Сегодня на рынке труда требуются молодые люди со знаниями о новых технологиях, способностью пользоваться сложными процедурами принятия решений, готовностью к риску, коммуникативными способностями, высокой степенью гибкости и умением работать с различными системами мотивации. Сегодня на рынке труда и занятости востребованы молодые,

активные, знающие иностранные языки специалисты, с двух или трехлетней практикой, обладающие гибкими механизмами приспособления к соответствующим изменениям на рынке труда. Так что же делать, когда есть образование, желание работать и развиваться, но нет практического опыта работы? Сегодня многие молодые специалисты начинают делать карьеру еще до получения диплома об образовании. По данным исследования, проведенного в июне 2011 г. порталом Superjob.ru, практически половина выпускников (45%) к моменту окончания вуза уже имеют работу. И хотя отношение к работающим студентам неоднозначное (случается, что наличие работы плохо влияет на успеваемость), общая тенденция очевидна: студенты, начавшие работать на третьем-четвертом курсах, после получения диплома могут претендовать на более высокую стартовую позицию и зарплату.

Отсюда вывод: чтобы поиск работы не стал слишком сложной задачей, о получении профессионального опыта стоит задуматься еще в процессе учебы. Причем, продолжая учебу, следует начинать с любой должности и зарплаты с целью получения опыта работы2 . Однако, современная молодежь видит реальный успех в высоких доходах и престижном потреблении, что чуждо старшему поколению, выросшему в советский период, когда образование и культура считались более высокими ценностями3 . Кроме того, для решения проблемы трудоустройства молодого поколения необходимо проводить в жизнь программы по квотированию рабочих мест для выпускников профессиональных и высших учебных заведений. На федеральном уровне следует принять закон о квотировании рабочих мест для выпускников, обучающихся на «бюджете», благодаря которому большинство молодых людей получили бы гарантию своего трудоустройства по выбранной специальности, несмотря на отсутствие опыта работы. Подобный Закон повысит эффективность использования бюджетных средств, направленных на финансирование обучения «бюджетников», поскольку они гарантированно смогли бы работать по специальности. В данном случае, абитуриенты более осознанно будут подходить к выбору будущей профессии, в связи с возложенными на них обязательствами проработать определенное количество лет по выбранной специальности. В свою очередь, потенциальные работодатели будут заинтересованы в расширении сотрудничества с вузами и средними специальными учебными заведениями, в мониторинге учебного процесса и направлении научных исследований, а также это будет являться стимулом к участию в формировании учебных планов в отношении практической части обучения.

В этом случае бизнес станет ближе к науке, так как в настоящее время представители бизнеса – не частые посетители научно-практических конференциях, что является слабой обратной связью между научными исследованиями и их применением на практике в конкретном предприятии. Принятием закона о квотировании была бы решена проблема отсутствия рабочих мест по специальности, полученной в стенах учебного заведения, так как существует дисбаланс между тем, какие специальности востребованы на рынке труда, и тем, по каким специальностям выпускают вузы. Приобретая, казалось бы, престижную профессию, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании своего обучения в связи с возможностью изменения экономической ситуации страны в целом и в частности на рынке труда. Для решения данной проблемы наряду с законом о квотировании представляется возможным заключение договоров между организациями и учебными заведениями об обучении требуемых специалистов. Другим способом решения этой проблемы может выступать исследования медико-физиологических проблем профориентации у школьников. Основой проведения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной пригодности подростка, предполагающей полное соответствие индивидуальных особенностей его организма к профессии.

На основании результатов врачебного освидетельствования, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, желаний и наклонностей подростка, педагогической характеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточенность, особенности реакции, успеваемость, интерес к отдельным отраслям знаний. В процессе профориентации каждого школьника необходимо собрать данные о состоянии его здоровья (наличие или отсутствие медицинских противопоказаний), психофизиологических и личностных особенностях, профессиональных склонностях и намерениях, а также получить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных видов труда. Интеграция всех этих данных позволит дать обоснованные рекомендации по выбору профессии4 . В связи с этим представляется целесообразным, в ст. 69 Трудового кодекса РФ об обязательном предварительном медицинском освидетельствовании при заключении трудового договора с лицами, не достигшими восемнадцати лет, дополнить положение о необходимости предъявления при поступлении на работу профконсультационного заключения, проведенного медицинским учреждением.

Анализ ситуации на рынке занятости молодежи позволяет с уверенностью сказать, что молодое население не может объективно оценить свою профессиональную принадлежность, что приводит к сложностям при трудоустройстве, за которыми следуют такие проблемы психологического характера, как пессимизм, неверие в будущее, вследствие чего растут криминальность и агрессивность молодежи в обществе. Сфера труда является основой самореализации личности, и неудачи на этом пути приводят к пассивности, лени, отрешенности, антисоциальной направленности и, в конечном счете, к преступным действиям, так как, по мнению молодежи, этот способ обретения средств к существованию остается самым простым и легким. Таким образом, грамотно проведенная профессиональная ориентация школьников является залогом их достойной будущей жизни, получения удоволетворения от работы, максимального проявления своих способностей, сохранения физического и психического здоровья. Молодому специалисту на пути его профессионального становления, прежде всего, необходим первый опыт работы, так как он помогает человеку осознать себя полезным членом общества, подготовиться к самостоятельной жизни, получить заработок.

Реализации данных задач не возможны без государственной поддержки 5 . Поэтому в школьном возрасте необходима профориентация, направленная на оказание помощи лицам в возрасте до 18 лет в выборе профессии и вида занятости с учетом их личных интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. Особое внимание органы государственной службы занятости обязаны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет, в частности обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Такая помощь несовершеннолетним лицам провидится в службе занятости и оказывается бесплатно. Переход к рыночным отношениям создал социальное расслоение, раннее неизвестное в России, и одна из областей, где это особенно хорошо видно, это доступность к высшему образованию. Высшее образование, в том числе в его государственной подсистеме, стремительно переходит на платную основу с высокой стоимостью за обучение, что лишает возможности многих людей в его получении.

Поэтому при обращении в службу занятости, если молодым людям, не достигшим 18-летнего возраста, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации, органы службы занятости могут направлять их на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку. Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе 18 лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на профессиональное обучение в приоритетном порядке, осуществляемое в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных учреждениях. Что касается трудоустройства обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования их трудоустройство гарантируется в свободное от учебы время.

Профессии, виды работ и рабочие места, на которых может применяться труд учащихся, определяются организациями по согласованию с местными органами государственной службы занятости и органами Госсанэпиднадзора. В решении этого вопроса могут принимать участие также профессиональные союзы6 . К числу особенностей, характерных для российского рынка труда следует отнести его явную регионализацию, базирующуюся на территориальных различиях в наборе и остроте проблем, свойственных конкретному субъекту Федерации.

Эта специфика вызывает необходимость искать разнообразные подходы к решению проблем занятости молодежи. На основании складывающейся тенденции реализации молодежной политики должно уделяться пристальное внимание. К сожалению, на сегодняшний день, укрепление гарантийных механизмов в осуществлении прав молодых граждан по оказанию помощи при обращении в службу занятости носит больше декларативный характер. Поэтому молодые люди при поиске работы рассчитывают на личные связи и средства массовой информации. Становится очевидным, что традиционные способы по обеспечению занятости молодежи становятся неэффективными. В связи с этим для решения проблем занятости молодежи следует принять закон о квотировании рабочих мест и проводить грамотную профессиональную ориентацию школьников.

 

МАЛЯВКИНА Н.В.


Метки: ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн