Актуальные юридические консультации по теме: Проблемы общественного контроля в сфере госзакупок

Проблемы общественного контроля в сфере госзакупок

9 Январь 2019 16:00:18


Сфера государственных закупок всегда требует максимальной прозрачности и открытости, особенно во время кризиса, когда государство прилагает большие усилия, чтобы сэкономить бюджетные средства. Главной проблемой в системе госзакупок в России является коррупция. В январе президент России Владимир Путин призвал Счетную палату в разы усилить контроль над освоением бюджетных средств по госзакупкам. Аудиторы проанализировали 280 договоров по госзакупкам на общую сумму около 1,3 трлн рублей. В итоге было выявлено, что по 50 сделкам из госказны в офшоры утекло 272,4 млрд рублей.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Решение данной проблемы многие эксперты видят в усилении общественного контроля в сфере государственных закупок. Во многом, это и побудило парламентариев принять ФЗ №44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ст.102, ФЗ №44 вводится общественный контроль, включающий любые активные действия общественности, которые способствуют улучшению ситуации в области закупок.

В ч.1 ст.102 перечисляются субъекты, которые имеют право осуществлять общественный контроль: граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц. Помимо этого, ч.3 ст.102 предусматривает ряд прав, которыми обладают общественные контроллеры: • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе; • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок в ходе исполнения контракта; • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона о контрактной системе; • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом о контрактной системе; • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих) признаков состава преступления; • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Все вышеперечисленные меры не могли не оказать положительного результата. Особую активность проявили общественные объединения, такие как «Безопасное отечество», «РосПил», ОНФ и т.д. Об их деятельности свидетельствуют следующие цифры: за свое существование, начиная с 2011 года организация «Безопасное Отечество» осуществила более 36 тыс.проверок, выявлено более 1,5 тыс.нарушений на сумму более 280 млрд.рублей.

Проекту А.Навального «РосПил» удалось пресечь нарушений на общую сумму около 89 млрд.рублей.15 Хочется отметить, что контрактная система предусматривает не только наказание за нарушения, но и предупреждение этих нарушений. Предупреждение нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе является одной из целей общественного контроля (ч. 2 ст. 102 Закона о контрактной системе). Действительно, если нарушение совершено сознательно, необходимо жестко наказать. Но если ошибка случайна, от незнания, то зачем строгое наказание? Новый закон о контрактной системе весьма объемен, и к нему готовится много подзаконных актов – трудность в прочтении и восприятии повышает вероятность ошибки, особенно на этапе освоения новых процедур. Поэтому одна из основных задач общественного контроля выявлять ошибки не с целью наказания за их совершение, а с целью их исправить.

К тому же, полное введение закона в силу рассчитано вплоть до 2017 года, подразумевая некий переходный этап. Разумеется, помимо положительных результатов, многие эксперты видят нерешенные проблемы. По мнению председателя координационного совета организации «Безопасное общество», Виталия Зарудина, основные проблемы общественного контроля кроются в низком доверии и отсутствии заинтересованности у граждан.16 Возвращаясь к уже ныне не действующему ФЗ № 94, остро становится вопрос о стимулировании общественных контроллеров. Как известно, государственные закупки подвергаются общественному обсуждению заинтересованных лиц и общественных организаций. В рамках ФЗ №94 общественное обсуждение проходило в заочной форме и заканчивалось не позднее чем за 15 дней до окончания приема заявок. И что показала практика? Около 65 – 75% всех закупок проходили вообще без обсуждений. Либо обсуждения были не по сути. По мнению экспертов, недостатки крылись в следующем: 1. Для заказчиков отсутствуют нормы размещения информации, поэтому нередко документы выкладывались в многотомных архивах с произвольными названиями и в произвольных форматах. Однажды на официальном сайте по одной заявке было выложено 280 архивных файлов.

Нужен хороший стимул, чтобы заставить эксперта разобраться во всей этой путанице. 2. Сроки общественного обсуждения тоже не до конца формально урегулированы. Поэтому заказчики сокращают их максимально возможно. Заканчивать общественные обсуждения нужно не позднее чем за 15 дней до окончания приема заявок,но когда же начинать? Тогда, когда заказчик посчитает нужным. Немало случаев, когда на общественное обсуждение отводилось лишь 2-3 дня.17 5 мая 2013 г. состоялась встреча Д.А. Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций. Решение о разработке критериев стимулирования общественных организаций, осуществляющих общественный контроль, стало одним из протокольных решений этой встречи. По мнению Г.А. Суходольского, инструмент общественных обсуждений будет работать эффективно, если принять следующие меры: • сместить общественное обсуждение закупки на этап, предшествующий официальной публикации извещения о торгах; • повысить профессионализацию и стимулирование общественной экспертизы (применять гранты, госзаказчикам привлекать экспертные организации, в том числе к формированию и обсуждению закупочной документации, и др.); • доработать функционал официального сайта с целью оптимизации работы экспертов и автоматического учета всех поступающих замечаний; • обязать ведомства отчитываться перед экспертными и общественными советами по итогам общественного обсуждения на форуме официального сайта; • распространить общественный контроль качества закупок на иные этапы закупочного цикла (вплоть до исполнения договора). Хочется обратить внимание еще на один немаловажный момент. Согласно ст.102 Закона о контрактной системе, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить осуществление общественного контроля.

Но каким образом это сделать, в законе не указано. Поэтому власти порой ограничиваются выкладыванием информации на сайт для общего доступа, не утруждая себя лишней работой. А если контролер захочет узнать секретные сведения, заявив, что в противном случае ему не была дана возможность полноценно осуществлять его функции? Что в данном случае предпринимать властям, непонятно. Вряд ли в ближайшее время будут выпущены какие-то подзаконные акты, исправляющие этот недостаток. Вполне вероятно, что несколько общественных организаций будут активно работать, остальные будут действовать эпизодически, только по интересующим их ситуациям. Не исключено появление заинтересованных лиц, которые "от имени общественности" будут мешать работать заказчику. Разумеется, новый федеральный закон не решит в полной мере все накопившиеся проблемы. Несмотря на такие достоинства, как появление

общественного контроля, ограничились права поставщиков, не проработан механизм контроля над конкурсной комиссией. Таким образом, сближение государства и общества в решении проблем государственных закупок приносит положительный результат. Повысилась активность общественных организаций, система госзакупок стала более открытой и прозрачной. Устранены серьезные недостатки предыдущего закона, такие как размещение заказов у подконтрольных субъектов, отсутствии защиты от демпинга, отсутствие контроля в качестве исполнения работ и т.д. Данная проблема требует комплексного решения и одних стараний либо государства, либо общества недостаточно. Только объединение усилий способно дать желаемый эффект.

Литература:

1. Бюджетные деньги уходят за границу // RUSPLT.RU: интернет-изд. 2015. 30 апр. URL: http://rusplt.ru/society/byudjetnyie-dengi-utekayutzagranitsu-16774.html.

2. «Безопасное отечество»: Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества // [электронный ресурс] URL: http://www.nikakixno.ru/projects/obshchestvennyy_ kontrol.

3. Фонд Борьбы с коррупцией А.Навального, проект «РосПил» [электронный ресурс] // URL: https://fbk.info/projects/

4. Открытое правительство: Госзакупки ищут контроллеров 2014 г. 14 фев. // [электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/events/5509647/

5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)

Леонов Виталий Викторович


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн