website templates free download


Социально-экономические реформы последних десятилетий в нашей стране привели к радикальным изменениям в обществе. Эти изменения вызваны прежде всего либерализацией экономики и приватизацией государственной собственности, при этом упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения.

Эти основополагающие преобразования, в свою очередь, привели к пересмотру ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда, к широкому развитию негосударственного сектора экономики, особенно в торговле, общественном питании и агропро- мышленном производстве. С другой стороны, либерализация цен, часто не всегда обоснованная приватизация, высокая инфляция и снижение эффективности производства привели к ощутимому расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения, что вызвано прежде всего снижением государ- ственного финансирования социальной сферы, падением уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижением уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат. Экономический кризис, охватил практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую и перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство [1].

Известно, что экономика и социальная сфера прочно взаимосвязаны. Социальная сфера влияет на экономическую путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно- бытовых условий жизни и т. д. Каждый из этих аспектов, в свою очередь, характеризуется своей системой показателей. Так, демографическая ситуация характеризуется такими показателями, как продолжительность жизни (лет), смертность (на 100 человек), младенческая смертность, смертность населения от убийств и самоубийств. Уровень здоровья населения определяется заболеваемостью населения по полу и возрасту, видами заболеваний, длительностью болезней, обеспеченностью населения больничными койками и количеством врачей и долей государственных расходов на медицинские учреждения. Об уровне образования в обществе можно судить по обеспеченности детей дошкольными учреждениями, по расходам на образование (в процентах к ВВП (региона)), по государственным платежам учебным заведениям. Подобные показатели существуют и для характеристики рынка труда, а также экологической и общественной безопасности.

Очевидно, что такой подход отражает не только показатели доходов населения, он гораздо шире, показывает уровень жизни с разных сторон и часто показатели из отдельных групп не связаны друг с другом. Динамика отдельных показателей по Республике Татарстан представлена ниже в следующей таблице. Потребительских расходов населения, а так же стоимость накопленного личного, домашнего имущества, наличие предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия. Дифференциация населения по среднедушевому совокупному доходу и потреблению основных продуктов питания и товаров в зависимости от дохода также является показателем уровня жизни. И, наконец, прожиточный минимум, минимальный потребитель- ский бюджет, минимальный размер заработной платы, покупательная способность минимальной заработной платы, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности тоже, в свою очередь, характеризуют уровень жизни общества в целом.

Рассмотренная нами совокупность показателей уровня жизни убедительно показывает, насколько широк набор этих показателей, во-первых, а во-вторых, показывает, что они, эти показатели, характеризуют уровень жизни с самых разных сторон. В экономической литературе встречаются различные подходы к созданию системы показателей уровня жизни. Например, при характеристике уровня жизни можно выделять такие аспекты жизни общества как демографическая ситуация, здоровье, образование, доходы, расходы, рынок труда, экономическая безопасность [3]. Причинами сложившегося негативного положения в агропро- мышленном секторе экономики стали: – отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики; – недооценка роли науки при проведении реформ и отсутствие действенного механизма экономического стимулирования освоения достижений научно-технического прогресса; – слабая защита отечественного товаропроизводителя, необоснованное стимулирование импорта многих видов продовольствия.

Анализ причин аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:  рациональное сочетание крупных средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;  обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью; достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научнотехнического прогресса уровень инвестиций;  развитие кооперативных форм и связей; эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств; гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздей- ствием на их реализацию и социальную направленность; преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;  система мер по защите отечественного товаропроизводителя. Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д. Особое внимание следует уделить проблемам социальной сферы. Для выхода из кризисного состояния в социальной сфере села требуется комплексный подход, предусматривающий систему целенаправленных мер на федеральном и местном уровнях по льготному кредитованию и налогообложению сельского жилищного и культурнобытового строительства, государственной поддержке предприятий и организаций

потребительской кооперации и бытового обслуживания, развитию малого предпринимательства в социальной сфере и т. д [2]. Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйствен- ной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в редакции от 10 марта 2009 г. №219) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах».

2. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. / Под.ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. – М., 2012. – 168 с.

3. Бобков В.В., Мстиславский П.А. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 2015, № 6. – С. 76-79.

Газмагомаев Эли Абазович, Камаев Роман Алексеевич


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.