Актуальные юридические консультации по теме: Проблемы правового регулирования электронных денег в РФ

Проблемы правового регулирования электронных денег в РФ

10 января 2018 21:03:09




В статье рассматривается проблематика законодательного регулирования такого механизма безналичных расчетов как электронные деньги. Ключевые слова: электронные деньги, интернет-сделки, новые технологии, безналичные расчеты. Институт денег – один из наиболее значимых институтов в мировой экономики.

Активное развитие на рубеже XX-XXI веков информационных технологий, их проникновение во все сферы жизни современного общества привело к трансформации института денег. Возник абсолютно новый экономический феномен – электронные деньги. Быстрые темпы всеобщей компьютеризации населения прямо пропорциональны количеству людей, имеющих «электронные кошельки». Поэтому сегодня, как никогда, возрастает значимость адекватного правового регулирования данного института.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В настоящее время в Европе широко распространены электронные деньги, однако в России использование электронных денег только набирает обороты. Первыми основополагающими правовыми актами анализируемой сферы являются Федеральные законы № 103 и № 121 от 3 июня 2009 года (соответственно – «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»»). В 2009 года также была создана Ассоциация участников рынка электронных денег (далее – АЭД), которая приняла самое активное участие в разработке нормативно-правовой базы регулирования системы электронные деньги в России.

Важным событием в процессе регулирования института электронных денег стало создание концепции Закона о Национальной платежной системе. Основные положения Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ (далее – Закон о НПС) посвящены установлению правовых и организационных основных функционирования НПС в Российской Федерации. В том числе, осуществлению перевода денежных средств, использованию электронных средств платежа, деятельности субъектов НПС, определению требований к организации и функционированию НПС, порядка осуществления надзора и наблюдения в НПС (ст. 1 Закона о НПС). Принятие данного закона стало важнейшим шагом РФ в регулировании отношений в области электронных денег: впервые в российском законодательстве дано было определение понятия «электронные денежные средства».

В соответствии с п. 18 ст. 3 Закона о НПС электронные денежные средства – это «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа».

Несмотря на то, что с принятием Закона о НПС были устранены основные пробелы регулирования института электронных денег, имеются коллизионные аспекты, на что справедливо отмечается в юридической литературе. Так, ряд ученых-юристов, в частности Е.С. Щербаков, В.Н. Чернышев [4] обращают внимание, что электронные деньги конституционно не закреплены, и имеющееся в настоящий момент правовое регулирование электронных денег расходится с нормами Конституции Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции Российской Федерации устанавливается, что денежной единицей России является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, введение и эмиссия других денежных средств не допускается. Следовательно, электронные деньги также

должны соответствовать указанным критериям. Но, тем не менее, существуют субъекты, выпускающие электронные деньги, помимо Центробанка. Это операторы электронных денежных средств, правовой статус которых закреплен в ст. 7 Закона «О национальной платежной системе». Чтобы урегулировать данное противоречие нужно вносить поправки либо в соответствующий Федеральный закон, либо в Конституцию Российской Федерации. Таким образом, необходимо отметить, что российское законодательство, регулирующее отношения в сфере функционирования электронных денежных средств несовершенно, не лишено противоречий и пробелов.

При этом институт электронныхденег развивается стремительно, охватывая все большие сферы использования и потребителей. К сожалению, национальное законодательство не только не соответствует динамике развития данного института, но и не способно в полной мере охватить возможные правовые конструкции, необходимые для развития путей использования различных видов электронных денег. Так, первой реакцией со стороны отдельных представителей законодательного и исполнительных органов РФ на новую мировую валюту– биткойн – было предложение об установлении запрета еѐ использования в России.

С одной стороны, аналогичная позиция высказывалась и некоторыми европейскими политиками, с другой стороны, направленность деятельности органов власти на запрет развивающихся мировых институтов не является признаком высокотехнологичного, инновационного общества и государства. В этой связи обнадеживают высказывания первых лиц России в рамках международном экономическом форуме (ПМЭФ), проходившего с 1 по 3 июня 2017 года в Санкт-Петербурге, о необходимости разработки национального законодательства по вопросу урегулирования цифровой экономики и технологии блокчейн [2, 3].

Библиографический список

1. Марголин, А.М. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 1 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/economy/20170601/1495595108.html (дата обращения 12.10.2017).

2. Набиуллина, Э.С. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 1 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://nation-news.ru/271501-budushchee-nachalos-kak-cifrovaya (дата обращения 12.10.2017).

3. Щербаков, Е.С., Чернышов, В.Н. Конституционно-правовые основы регулирования отношений по обращению электронных денег [Электронный ресурс]. – URL: http://vemadsky.tstu.ru/pdf/2014/08/24.pdf (дата обращения: 12.10.2017).

4. Шувалов, И.И. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 1 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://nation-news.ru/271501-budushchee-nachalos-kak-cifrovaya (дата обращения 12.10.2017).

М.С. Казкенова


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн