website templates free download


Для эффективного противодействия совершению административных правонарушений и преступлений правоохранительные органы имеют разнообразный арсенал юридических средств, важное место среди которых занимают меры административно-правового принуждения.

Одной из наиболее распространенных мер административноправового принуждения, применяемой полицией, является досмотр. Как свидетельствует статистика, досмотр проводится в 70 % случаев привлечения виновных лиц за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. При проведении данной меры административно-правового принуждения должностное лицо существенно вторгается в права и свободы граждан. В то же время единого правового акта, который регулировал бы основания и порядок проведения досмотра, нет. В данной статье мы попытаемся проанализировать досмотр транспортного средства.

Он урегулирован ст. 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ он заключается в обследовании транспортного средства, которое проводится без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. В то же время досмотр транспортного средства может применяться и на основе других нормативных правовых актов. Так, п. 16 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает такое основание проведения досмотра транспортного средства, как наличие у должностного лица данных о том, что граждане имеют при себе предметы, изъятые или ограниченные в гражданском обороте (при отсутствии на них разрешения).

Пункт 25 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» позволяет осуществлять досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты. При этом полицией проводится досмотр и (или) осмотр транспортного средства. Следует отметить, что процессуальное действие проводится без наличия какой-либо информации о причастности гражданина или водителя транспортного средства к правонарушению. Также законодатель в п. 25 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» не раскрывает понятия досмотра транспортного средства и осмотра транспортного средства, вероятно, вкладывая в него содержание, предложенное другими нормативными правовыми актами. Так, определение осмотра содержится в п. 149 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», в соответствии с которым осмотр транспортного средства представляет собой визуальное исследование непосредственно транспортного средства и груза, перевозимого автомобилем.

Это определение не совпадает с определением досмотра транспортного средства, установленного ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ. Также не совсем понятно, когда сотруднику полиции следует проводить досмотр транспортного средства, а когда – осмотр транспортного средства. Следует отметить, что позиция рассматривать любой вид обследования транспортного средства и в том случае, когда не применяется открытие салона, багажника, кузова, как проведение досмотра, имеет своих сторонников в науке административного права.

Так, К. В. Хвастунов, полагает, что досмотром можно считать любые действия должностного лица по обследованию транспортного средства, направленные на проникновение внутрь транспортного средства. По нашему мнению, в данной ситуации имеет место смешение понятий. Как правильно указывает Б. В. Россинский, досмотр транспортного средства следует отличать от принудительной проверки, обследования транспортных средств с открытием салона, багажника, кузова и осмотром транспортных средств, который проводится визуально, без открытия салона, багажника, кузова. Другим правовым основанием применения досмотра транспортных средств будет являться введение правового режима контртеррористической операции, где сотрудники полиции на основании п. 12 ч. 3 ст. 11. Федерального закона «О противодействии терроризму» участвуют в проведении досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей при проезде на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции.

Также правовым основанием для проведения досмотра транспортного средства является п. 4 ч.2 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым сотрудники полиции участвуют в обеспечении авиационной безопасности путем проведения предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра. Указанные виды досмотра носят ярко выраженный превентивный характер и предполагают проверочные действия, поскольку их цель состоит не в том, чтобы что-то найти, а предотвратить провоз какихлибо предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и устройства и т. п.). Таким образом, данный вид досмотра имеет другие цели, чем досмотр, проводимый в рамках мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, другие правовые основания, процессуальный порядок проведения, а также других субъектов, его применяющих.

Возникает интересная правовая ситуация, заключающаяся в том, что законодатель, введя в нескольких нормативных правовых актах понятие «досмотр транспортного средства», вкладывает в него различное содержание, которое отличается по целям, основаниям, порядку проведения процессуального действия, и полученным результатам. Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованной представляется позиция законодателя, который ввел в оборот Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» понятие нового процессуального действия «вскрытие транспортного средства» (ст. 11).

Правда, при этом не раскрывается содержание данной меры принуждения, что позволяет ее различные трактовки как учеными, так и правоприменителями. Авторами комментариев к указанному закону высказывается позиция, что вскрытие транспортного средства является новой формой досмотра, что спорно. Одно из требований, предъявляемых в ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ к досмотру, является недопустимость нарушения конструктивной целостности транспортного средства, которое не соответствует самому понятию «вскрытия».

Так, в соответствии с разъяснениями Толкового словаря русского языка понятие «вскрыть» означает – открыть, сломав, разорвав, разъединив что-нибудь. Для разрешения анализируемых противоречий предлагаются следующие предложения. 1. Ввести в ряд нормативных правовых актов (п. 25 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; п. 2. ст. 11 Федерального закона от 21июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»; п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму») понятие «предупредительный досмотр». Это позволит не допустить смешение понятий, которое состоит в одинаковом названии разных по своим характеристикам административно-процессуальных действиях, проводимых по различным основаниям, целям, порядку оформления, правовым последствиям, полученным результатам. 2. Статью 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» следует дополнить описанием содержания понятия «вскрытие транспортного средства». 3. Дополнить ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ таким основанием применения досмотра транспортного средства, как «наличие обоснованного предположения об имеющихся в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения или следов административного правонарушения на транспортном средстве обоснованное предположение».

Э. Т. Сидоров


Метки:


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.