website templates free download


Сегодня одной из важнейших сторон валютной политики Банка России является участие в борьбе с легализацией (отмыванием) денег, добытых преступным путем, и финансированием терроризма. Неотъемлемым элементом системы противодействия отмыванию грязных денег является финансовый мониторинг. Под финансовым мониторингом следует понимать финансовый контроль, осуществляемый на постоянной основе государственными уполномоченными органами с  использованием процедур внутреннего контроля организаций с  целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, следует понимать прохождение доходов от преступной деятельности через международную и национальные финансовые системы с целью сокрытия их незаконного происхождения и придания им легитимной формы. Технология легализации преступных доходов может принимать самые разнообразные формы, которые становятся все более изощренными по мере усиления борьбы с отмыванием средств. Российская система по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма — одна из самых молодых в мире. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Банк России, реализуя возложенные на него законом функции, в сжатые сроки разработал необходимую нормативную базу и осуществляет ее постоянную модернизацию с учетом совершенствующихся международных стандартов и накопленного опыта.

Банк России, как орган, ответственный за проведение денежнокредитной политики, рассматривает проблему отмывания преступных капиталов как проблему экономическую. Теневой и  криминальный бизнес разрушающе воздействует на всю экономику, подрывая фундаментальные основы рыночных механизмов. Теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, в том числе:  скрытая (или теневая) — разрешенная законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена хозяйствующими субъектами с целью уклонения от уплаты налогов или внесения социальных взносов;  неформальная — принадлежит домашним хозяйствам и предприятиям с  неформальной занятостью (когда отношения с  партнерами не закреплены юридически), действующим обычно на законном основании и производящим товары и услуги, как правило, для собственных нужд;  нелегальная  — является незаконной и  представляет собой производство или сбыт продуктов или оказание услуг, которые прямо запрещены законодательством (например, контрабанда, производство наркотиков), нелицензированную деятельность банков, адвокатов, врачей, образовательных организаций, а также операции в финансовой сфере по отмыванию преступных доходов. Банк России всегда осознавал необходимость решительной борьбы с  отмыванием преступных доходов, противодействия использованию в  этих целях российской банковской системы. Свыше 10  лет назад в Банке России было создано специальное подразделение, в задачи которого входило изучение международного опыта и разработка мер по противодействию отмыванию грязных капиталов.

В  настоящее время эти функции выполняет Департамент финансового мониторинга и валютного контроля. Банк России задолго до принятия Федерального закона №  115-ФЗ осуществлял сбор и  мониторинг информации о  клиентах уполномоченных банков, которые указывают на возможность утечки капиталов из страны. Всего таких признаков семь. В их числе — переводы валют в офшорные зоны, переводы по импортным контрактам, осуществляемые так называемыми фирмами-однодневками, значительные (более 30%) авансовые платежи по контрактам, отсутствие в договорах положений о штрафных санкциях и некоторые другие признаки. Банк России являлся одним из основных разработчиков Федерального закона №  115-ФЗ, принятие которого стало этапным событием в  России в  области правового обеспечения противодействия отмыванию грязных денег. Закон обязывает Банк России организовывать в кредитных организациях работу по двум направлениям.  Первое направление связано с созданием в кредитных организациях внутреннего контроля, направленного на выявление операций с  денежными средствами и  имуществом, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов.

 Второе направление обязывает кредитные организации передавать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об иной подозрительной деятельности клиентов в Росфинмониторинг. Задача Банка России состоит не в пресечении экономических преступлений (это задача органов внутренних дел), а  в том, чтобы осуществлять мониторинг кредитных организаций и их клиентов с целью очищения банковской сферы от проведения сомнительных операций. Одним из основных признаков легализации преступных доходов в  России является обналичивание денег, подпитывающее теневую экономику. Его целями являются: уклонение от налогов, присвоение менеджерами части финансовых ресурсов собственников (в том числе и государства), коррупционные цели (взяточничество, откаты государственным чиновникам и т.п.), криминальные цели (нелегальный оборот наркотиков, оружия и т.д.).


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.