website templates free download


Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов государственного (муниципального) учреждения. Именно по этой причине проверка произведенных организацией затрат на выплаты работникам в соответствии с трудовым законодательством может быть выделена как самостоятельный ее объект либо являться частью вопросов общей программы проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Здесь мы обратим внимание читателей на некоторые ошибки и нарушения, которые выявляются по результатам контрольных мероприятий и влекут за собой материальную, административную ответственность и судебные разбирательства.
Юрист на рабочем месте
Предмет проверки. При проведении контрольного мероприятия перед проверяющим лицом ставится задача проверить основные вопросы, относящиеся к объекту проверки:
- соответствие системы оплаты труда учреждения требованиям ст. 8, 135, 144, 371 и 372 ТК РФ и других нормативных правовых документов;

- правильность составления штатного расписания с учетом утвержденной структуры, выделенного фонда оплаты труда, нормативной численности;
- наличие утвержденного в установленном порядке штатного расписания, соответствие фактической структуры и численности работников учреждения утвержденному штату;
- правильность установления должностных окладов и надбавок к заработной плате в соответствии с законодательством РФ;
- правильность применения и начисления районного коэффициента и северных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- обоснованность расходования средств на премирование и оказание материальной помощи работникам проверяемых организаций;
- правильность определения среднего заработка для расчета отпускных сумм и других выплат;
- полнота и своевременность выплаты заработной платы и других социальных выплат за счет средств бюджета.
Перечень документов, подлежащих проверке. Он определяется программой проверки. Однако вне зависимости от сферы деятельности государственного (муниципального) учреждения будут затребованы кадровые документы (приказы о приеме на работу, увольнении, сокращении, переводе, уходе в отпуск),положение об оплате труда, коллективный договор, штатное расписание и документы по расчету зарплаты и иных выплат, к которым, в частности, относятся:
- журнал операций расчетов по оплате труда;
- табели учета использования рабочего времени и расчета зарплаты;
- карточки-справки по начислению зарплаты в разрезе конкретных работников (лицевые счета), расчетно-платежные ведомости.
Напомним, что расчеты с сотрудниками по оплате труда и прочим выплатам концентрируются на счетах:
- 302 11 "Расчеты по заработной плате" (обоснованность расчетов по зарплате);
- 302 12 "Расчеты по прочим выплатам" (обоснованность расчетов по компенсациям и иным аналогичным выплатам);
- 304 02 "Расчеты с депонентами" (обоснованность расчетов по зарплате, стипендиям, не полученным в срок).
Все результаты проведенной проверки фиксируются в акте проверки. Ниже приведем перечень ошибок и нарушений, которые встречаются при проверке расходов на оплату труда.
Нарушения, выявляемые при проверке расходов на оплату труда. Как было отмечено выше, проверка расходов на оплату труда и иных выплат начинается с изучения документов, которые служат основанием для осуществления расчетов между работодателем и работником. На первом этапе проводится правовая оценка осуществления выплат. В случае обнаружения несоответствия, а также выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех произведенных расходов на выплату зарплаты и иных выплат, обусловленных трудовым договором. Напомним, что зарплата выплачивается работникам, принятым на должности, предусмотренные штатным расписанием. Оплата труда штатным работникам осуществляется в соответствии с нормами ст. 129, 135, 144 ТК РФ.
В силу ст. 144 системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, основополагающим документом для выплаты заработной платы является положение по оплате труда, которое разрабатывается на основании нормативно-правовых актов субъекта РФ.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам зарплаты работников в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Их перечень (для учреждений) утверждается нормативным актом субъекта РФ. Например, для казенных, бюджетных, автономных учреждений Нижегородской области такой перечень утвержден Приказом департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 18.06.2008 N 230 (см. Постановление Правительства Нижегородской области от 23.07.2008 N 296).
Выплаты стимулирующего характера являются составной частью зарплаты. Они устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников. Как отмечается в Постановлении ФАС ВВО от 09.06.2014 по делу N А11-3916/2013, если критерии не выполняются, то платить стимулирующие надбавки неправомерно.
Аналогичного подхода в части правомерности следует придерживаться в отношении компенсационных выплат. Как указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 N 10АП-11360/2016 по делу N А41-85751/15, если по итогам проведения аттестации рабочих мест (в настоящее время – специальная оценка условий труда) не установлены вредные (опасные) условия труда, то работникам не устанавливается повышенный размер оплаты труда и не предоставляется дополнительный отпуск.
Нередко на практике выявляются случаи злоупотребления руководящих работников своим служебным положением. В качестве примера приведем Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 30.03.2016 по делу N 33-1307/2016. Сотрудник, занимая руководящую должность в образовательном учреждении, по личной заинтересованности издал приказ о приеме на работу третьего лица, которое служебных обязанностей не исполняло. При этом он утверждал табели учетного времени, проставлял якобы отработанные названным лицом часы, создал условия для начисления ему заработной платы. Преступными действиями данного руководителя был нанесен ущерб бюджету муниципального района.
Аналогичное нарушение рассмотрено в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 22.06.2016 по делу N 22-5192/2016. Должностному лицу по приговору суда назначено наказание по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Одним из видов злоупотребления служебным положением является установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не предусмотренных трудовым договором, а также без согласия и без наличия распоряжений вышестоящей организации, которое судом будет признано неправомерным расходованием бюджетных средств (см. постановления ФАС СЗО от 10.05.2011 N А42-2180/2010, от 23.05.2011 N А03-13370/2010).
Следующим нарушением, которое выявляется при проверках, является нецелевое использование бюджетных средств на оплату труда и иные выплаты, осуществляемые в соответствии с ТК РФ. Напомним, что на основании ст. 306.4 БК РФ (гл. 30) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:
- законом (решением) о бюджете,
- сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из норм приведенной статьи следует, что если государственное (муниципальное) учреждение получило бюджетное финансирование на определенные цели, то оно обязано придерживаться порядка их целевого использования. В качестве примера приведем Постановление АС ВВО от 08.05.2015 N Ф01-1013/2015 по делу N А38-1963/2014. Как следует из материалов проверки, учреждение произвело оплату суточных, найма жилого помещения в период служебных командировок аттестованным сотрудникам колонии, имеющим специальные звания, за счет средств, выделенных по виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда". Указанные расходы нужно было производить по виду расходов 134 "Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания". Названное нарушение контрольный орган квалифицировал как нецелевое использование бюджетных средств.
Суд подтвердил, что в данном случае учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, обосновывая это тем, что наименование и содержание видов расходов 112, 134 не предполагают положений, позволяющих с равным основанием отнести спорные расходы на обе статьи, напротив, определенно предусматривают необходимость применения вида расходов 134.
Аналогичное нарушение рассматривалось в Постановлении Камчатского краевого суда от 28.01.2015 N 4-А-426. Учреждением была произведена оплата расходов по виду расходов 122 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" на уплату штрафов и сборов при возврате ранее приобретенного авиабилета для проезда к месту командирования и обратно. Данные расходы подлежали отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд". Таким образом, действия должностного лица учреждения образуют объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ.
Помимо нецелевого использования бюджетных средств, выявляются аналогичные нарушения в виде неправомерного расходования средств ОМС. В качестве примера приведем Определение ВС РФ от 25.06.2015 N 305-ЭС15-2234 по делу N А41-26768/14. Суть выявленного нарушения заключалась в выплате зарплаты логопедам, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.
В другом Постановлении АС ВВО от 27.08.2015 N Ф01-3251/2015 по делу N А31-8803/2014 контрольным органом (ТФОМС) была выявлена выплата зарплаты специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности. Суд на основании пп. 1 п. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", тарифного соглашения данные действия квалифицировал как нецелевое использование средств ОМС.
В Постановлении АС ВВО от 20.05.2016 N Ф01-1633/2016 по делу N А31-5603/2015 суд поддержал вывод ТФОМС, что выплата разовых премий медицинскому персоналу, не отнесенных к гарантированной заработной плате, является нецелевым использованием средств ОМС. Напомним, что согласно п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи, она уплачивает:
- штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств;
- пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Очень много нарушений выявляется в части применения отдельных положений ТК РФ. Отдельные из них подробно рассмотрены в главе 8 "Контроль, осуществляемый Рострудом", поэтому в рамках данного материала мы остановимся:
- на нарушении положений ст. 133 ТК РФ в части общего размера заработной платы, который при соблюдении положении данной статьи не может быть менее МРОТ;
- на незаконности удержаний, производимых из зарплаты работников.
Как отмечается в Апелляционном определении Забайкальского краевого суда от 13.04.2016 по делу N 33-1679/2016, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать положения ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Напомним, что указанные положения гарантируют работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), зарплату не ниже МРОТ. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством МРОТ.
Поскольку судом было установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате зарплаты работникам в соответствии со ст. 133 ТК РФ, их требования в части нарушенных прав были удовлетворены в полном объеме.
Аналогичные разъяснения приведены в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, определениях ВС РФ от 17.05.2013 N 73-КГ13-1, от 21.12.2012 N 72-КГ12-6.
Обратите внимание: в 2016 году МРОТ был повышен дважды. С 01.01.2016 он составлял 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ), с 01.07.2016 – 7 500 руб. (Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ). Поэтому во избежание нарушений рекомендуем проверить порядок расчета заработной платы с указанных дат.
Ни для кого не секрет, что при расчете заработной платы, отпускных, социальных пособий допускаются и счетные, и технические ошибки. Так, если работнику была излишне выплачена зарплата, удержания из сумм, причитающихся ему, для погашения задолженности могут производиться только вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Роструда от 01.10.2012 N 1286-6-1.
Как отметил суд, из буквального толкования норм действующего трудового законодательства следует, что счетной нужно считать ошибку, допущенную в арифметических действиях. В то же время технические ошибки, совершенные по вине работодателя, ошибки используемой им программы, неправильное применение норм права, неправомерное начисление излишних сумм счетными ошибками не являются. Таким образом, удержать излишне выплаченную работнику зарплату вследствие сбоя компьютерной программы без согласия работника нельзя, поскольку данные действия будут неправомерными (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 22.07.2015 N 33-2153-2015).
Зачастую незаконные удержания из зарплаты производятся при увольнении. Напомним, что в силу положений ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Если работодатель при увольнении сотрудника не произвел удержание сумм оплаты за неотработанные дни отпуска, то он не вправе взыскать эти суммы с бывшего сотрудника в судебном порядке, за исключением случаев недобросовестности в действиях названного лица или счетной ошибки (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу N 33-4733/2015).
Следующим нарушением, на которое бы хотелось обратить внимание, является несоблюдение порядка удержания из зарплаты сумм материального ущерба. Напомним, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. В качестве примера приведем Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.03.2016 по делу N 33-2830/2016. В связи с ненадлежащим исполнением работником своих должностных обязанностей, выразившимся в использовании в офисных помещениях организации нелицензионного программного обеспечения, был причинен материальный ущерб. Как указали судьи, поскольку факт причинения ответчиком материального ущерба работодателю нашел свое подтверждение, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка в соответствии со ст. 241 ТК РФ. Больший размер удержать организация не вправе.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим: несмотря на строгую регламентацию порядка начисления и выплаты заработной платы, экономические службы государственных (муниципальных) учреждений допускают большое количество нарушений, влекущих за собой дисциплинарную, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Руководствуясь изложенной выше информацией, бухгалтеры смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими при начислении и выплате заработной платы сотрудникам.

Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений – 2016 (под общ. ред. д.э.н. Ю.А. Васильева). – "БиТуБи", 2016 г.


Метки: , , , ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.