Актуальные юридические консультации по теме: Риск-ориентированный подход при организации Роспотребнадзором плановых проверок

Риск-ориентированный подход при организации Роспотребнадзором плановых проверок

10 января 2018 21:08:43




В статье рассматривается сущность риск-ориентированного подхода, применяемого Роспотребнадзором при организации плановых проверок; выявляются его недостатки, а также предлагаются меры по их устранению.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, Роспотребнадзор, категория риска, объект надзора.

С 2017 г. на территории Российской Федерации поэтапно стал вводиться риск-ориентированный подход при осуществлении государственного надзора, применяемый в том числе Роспотребнадзором. Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления государственного надзора. Этот метод предполагает, что Роспотребнадзор классифицирует по категориям риска все



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

объекты, которые должны и могут подвергнуться его надзору. Категория риска определяется исходя из следующих критериев: 1) тяжести потенциальных последствий, которые наступят, если не будут соблюдены соответствующие обязательные требования (например, сколько людей могут отравиться, если объект общественного питания определѐнной вместимости не будет проводить надлежащую санитарную обработку); 2) степени вероятности несоблюдения обязательных требований (например, для отраслей, традиционно «погрязших» в предписаниях, такой риск будет повышенным). При этом каждый объект относится к одной из шести категорий риска: чрезвычайно высокого риска, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков. В нормативно-правовых актах собственно объекты и сама деятельность именуются «объектами надзора» [4]. Они попадают в перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведет сам Роспотребнадзор.

А на его официальном сайте размещена и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков. Как отмечает В.В. Кванина, в зависимости от категории риска соответствующего объекта будут проводиться «свои» профилактические меры и будет установлена своя периодичность проведения плановых проверок [3, с. 94–101]. В сферу надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, входит в том числе санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей. Безусловными плюсами системы управления рисками в сфере санитарно- эпидемиологического надзора являются научно обоснованный подход к оценке риска, учет уровня добросовестности проверяемых лиц, а также дифференцированный подход к процедуре проведения надзора в зависимости от класса опасности.

Однако применяемый риск-ориентированный подход имеет и ряд недостатков, снижающих его эффективность. Во-первых, неоправданное упрощение системы оценки риска. Несмотря на использование качественного математического аппарата, существующая система оценки уровня риска не позволяет точно определить индивидуальный уровень потенциальной опасности каждого поднадзорного объекта. Для каждого объекта показатель риска рассчитывается с использованием показателя «вероятность нарушения законодательства», который определяется через частоту нарушения каждой статьи соответствующего нормативного правового акта по видам деятельности, подлежащим надзору. В свою очередь, данные о частоте нарушений основаны на общероссийских статистических показателях, установленных по результатам контрольных мероприятий за последние 3 года по всем субъектам Российской Федерации. Это означает, что для всех предприятий определенной отрасли используются одинаковые показатели вероятности нарушения законодательства.

При этом группировка по отраслям может иметь довольно крупный характер. Например, методические рекомендации Роспотребнадзора содержат единые показатели для всех организаций, осуществляющих производство пищевых продуктов (включая

напитки) и производство табачных изделий. Соответственно, при одинаковых показателях «вероятность нарушений законодательства» и «вред здоровью, связанный с нарушением законодательства» уровень риска каждого объекта будет зависеть от показателя «масштаб воздействия». Для производственных предприятий последний показатель фактически соответствует «объемам производства на предприятии» [2, с. 63–67]. Во-вторых, отсутствие учета грубых нарушений при оценке уровня риска.

Создаваемая Роспотребнадзором модель оценки риска дополнена элементами динамической системы, позволяющей оценить историю соблюдения поднадзорным лицом санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Важным элементом данной системы является показатель «степени законопослушания», который определяется как соотношение количества выявленных за последние 5 лет нарушений законодательства у данного лица к количеству проведенных проверок за тот же период. Методические рекомендации предусматривают учет любых нарушений вне зависимости от их степени «грубости». Однако это принципиально неверно. Различные нарушения санитарного законодательства в разной степени увеличивают вероятность возникновения заболеваний, нанесения травм и соответственно вероятность причинения вреда жизни и здоровья.

Большая часть нарушений законодательства о защите прав потребителей может причинить вред только имущественным правам потребителя (например, нарушение требований к маркировке, наносимой на упаковку продуктов питания). Более того, придание равного веса всем нарушениям соответствующих требований создает опасность манипуляции со стороны государственных инспекторов: соблюдая букву закона, они могут, как уменьшать, так и увеличивать количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки (например, фиксируя несколько однотипных нарушений либо как одно нарушение, либо каждое нарушение по отдельности). Для решения данной проблемы в юридической литературе было предложено определить перечень грубых нарушений, которые могут быть допущены поднадзорным лицом на объекте, и способных повлечь вред жизни и здоровью человека, и при определении уровня риска учитывать только их [1, с. 26–29].

На наш взгляд, соответствующий перечень грубых нарушений может быть использован для конкретизации составов административных правонарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, которые в настоящее время изложены в крайне общем виде.

Библиографический список

1. Мельников, Р.М. Концептуальные подходы к формированию систем риск-ориентированного регулирования / Р.М. Мельников // Методы управления. – 2011. – № 5. – С. 26–29.

2. Плаксин, С.М. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад / С. М. Плаксин, А. Г. Зуев, А. В Кнутов, и др. – 2015. – М.: Издательский дом РСПП, 2016. – 126 с.

3. Предпринимательское право: учебник / В.Г. Голубцов [и др.]; отв. ред. В.В. Кванина. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 428 с. – (Высшее образование).

4. Энциклопедия решений. Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/58079305/#ixzz4xfTuTyv0 (дата обращения – 10.11.2017 г.).

В.Ю. Мерзлякова


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Вопросы онлайн