Актуальные юридические консультации по теме: Роль гражданского общества в борьбе с коррупцией в современной России

Роль гражданского общества в борьбе с коррупцией в современной России

9 Октябрь 2019 1:05:00


Мы решили поднять проблему гражданского общества и коррупции в современной России. Для начала обратимся к определению гражданского общества. Понятие «гражданское общество» вобрало в себя многовековую историю исследований. Зачатки категорий гражданского общества можно найти ещё в античной философии (Аристотель, Платон), однако в то время о появлении гражданского общества не могло быть и речи, так как общество и политика были неразделимо связаны. В дальнейшем эта идея возникала у Г. Лейбница, который впервые употребил термин «гражданское общество». Довольно широко «гражданское общество» рассматривалось в трудах родоначальника классического либерализма Дж. Локка. Он говорил о том, что государство возникает лишь, когда в обществе появляется потребность в нём.

Сущность гражданского общества Локк видел в наличии собственности, которую государство должно регулировать и охранять. Важным атрибутом гражданского общества является сфера частных интересов, в которой люди, движимые личными потребностями, стремятся к достижению собственных целей. Это та сфера, в которой частное лицо реализует свои законные интересы, где свободная, независимая, самоопределяющаяся индивидуальность выдвигает свои требования, направленные на удовлетворение своих желаний и личной автономии.

Публичная сфера в гражданском обществе является лишь пространством, в котором независимые индивиды взаимодействуют с государством, обществом и друг с другом. Таким образом, без существования частной сферы, не может и суще ствовать соответственно и общественная сфера: они обе должны существо вать в постоянном взаимодействии, становясь единым целым. По нашему мнению коррупция в гражданском обществе – это недопустимое явление, с которым государство совместно с гражданским обществом должно бороться в современном мире. Коррупция стала одной из самых известных и обсужда емых проблем. Поэтому мы считаем, что для начала целесообразно будет определиться с понятием «коррупция». В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздо имство», «поборы». Дословный перевод с латинского  ухудшение, порча, разложение. В наше время этот термин приобрёл множество значений: под куп, порча, злоупотребление в корыстных целях служебными полномочиями. Более позднее толкование данного термина в русском языке носит много значный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Такое обширное толкование коррупции означает, что под одним названием скрывается множество очень разных по своим криминологическим характеристикам явлений: и хищений и должностных преступлений, и подкупа – продажности. В современном российском законодательстве дается определение двух основных понятий – «коррупция» и «противодействие коррупции»1 , которые не выражены в кратких дефинициях. Отмечается особых подход к определению понятия «коррупция», кото рое основано на собирательном содержании преимущественно уголовно наказуемых и тесню связанных с ними деяний. Так, непосредственно отра жены преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ: ст. 201 – «злоупотребление полномочиями», ст. 204 – «коммерческий подкуп», ст. 290 – «получение взятки» и ст. 291 – «дача взятки». При этом опосредованно от мечаются признаки иных уголовно-наказуемых деяний, суть которых отра жается не только в нормах уголовного закона: ст. 285 – «злоупотребление должностными полномочиями», ст. 289 – «Незаконное участие в предприни мательской деятельности»; но и административного законодательства: ст. 19.28 КоАП РФ – «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ст. 19.29 КоАП РФ – «Незаконное привлечение к трудовой деятельно сти государственного служащего (бывшего государственного служащего)». Таким образом, коррупция – проблема не только криминальная. Также она является экономическим, общественным социально-культурным явлени ем. Она рушит порядок в обществе, искажает общественные отношения, что порождает «коррозию власти», которая используется во вред государству и обществу в интересах отдельных лиц или группы лиц. Особенностью рос сийского антикоррупционного законодательства, состоит в том, что, граж

данскому обществу предоставляются широкие возможности по противостоя нию коррупции, однако законодательство не устанавливает конкретного со держания такого участия по формам и механизмам взаимодействия с госу дарством. Это делается с расчётом на то, что структуры гражданского обще ства (их, в настоящее время, в России насчитывается более 700 тысяч), со зданные на основе 30 организационно-правовых форм, столкнутся с корруп ционными процессами и выработают свою антикоррупционную стратегию. Этого не произошло, т. к. свобода антикоррупционной общественной дея тельности невозможна без координации государством. Показательными являются данные общественного мнения, которые в целом отражают проблемы апатии граждан по отношению к участию в поли тической жизни страны (более 60%)2 . Между тем нельзя отмечать устойчи вость этих данных общественного мнения в отношении оценок возможностей участия граждан в противодействии коррупции. Так, например, в последние годы можно наблюдать положительную динамику общественного спроса на обжалование коррупционных действий должностных лиц органов государ ственной власти и органов местного самоуправления. Так, в 2009 году, лишь 7% граждан изъявляли желание сообщить о должностных преступлениях служащих различной категории, однако уже в 2010 году 52% выразили го товность сообщать о фактах коррупции.

Известно, что правовое государство существует лишь при полном подчинении государства праву. А. С. Панарин, пишет о том, что «нет ничего опаснее бесконтрольной власти, опирающейся не на закон, а на угрозу применения насилия; необходим надежный демократический контроль»3 . В. О. Лучин и Н. А. Боброва, в свою очередь говорят о том, что: «Способность общества к контролю над властью – признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву, и только при условии существования гражданского общества государство оказывается «под правом», становится правовым»4 . Благодаря определенным причинам государству чаще всего свойственна реализация своих интересов в ущерб общественным, а также злоупотребление властными полномочиями, что подтверждает его неготовность делиться властью. По данным Фонда ИНДЕМ государство каждый год от коррупции теряет 35 млрд долларов, а годовые затраты всех граждан на взятки составляют 2,8 млрд долларов, эта цифра сопоставима с фондом заработной платы всех российских бюджетных работников. К наиболее коррумпированным институтам относят органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, местную власть, правоохранительные органы, суды, ГИБДД, коммунальные службы, политические партии, СМИ.

Взятки широко используются для решения вопросов в социальной сфере, здравоохранении, образовании, при призыве в армию. Для обозначения совокупности средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными нормами и ценностями используется термин «общественный контроль». В юридической науке нет четкого и ясного понятия контроля. В научных трудах ученых юристов часто обсуждаются вопросы о системе контроля, органах контроля, его видах и формах. Так, В. Е. Чиркин считает, что государственный контроль есть «совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению»5 . Д. Н. Бахрах подчеркивает, что в системах социального управления контроль – «важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений»6 . Мы считаем, что под общественным контролем за деятельностью органов государственной власти можно понимать самостоятельный и установленный законом вид общественного контроля, осуществляемый компетентными субъектами, направленный на обеспечение режима законности в деятельности органов государственной власти. Проанализировав действующее законодательство можно заметить то, что в настоящее время эта система далека от совершенства.

К нормативно правовым актам, которые регламентируют общественное участие, а также реализуют принцип народовластия, установленный ст. 3 Конституции РФ, можно, в частности, отнести: гл. IV Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; абз. 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и др. Одним из важных нормативных документов в системе осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти является Федеральный закон «Об Общественной палате РФ», однако, как и все нормативно-правовые акты, должным образом не раскрывает механизм осуществления общественного контроля. Это указывает на декларативность задач, возложенных на Общественную палату РФ. В заключение хотелось бы отметить, что для разрешения этой проблемы от органов власти требуется политическая воля бороться с коррупцией, законодательное обеспечение этой борьбы и неукоснительное исполнение принятых законодательных актов, кроме этого, требуется готовность властей стать прозрачными перед обществом, допускать возможность общественного участия и взаимодействовать с НКО и бизнесом как с партнерами. Конечно, эта система встретит сопротивление на разных уровнях правительственной иерархии. Поэтому в первую очередь для преодоления этого кризиса требуется реформирование кадровой политики государства.

Н. Ю. Грогуль


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн