Актуальные юридические консультации по теме: Шутки в сети: коммуникация или технологический акт?

Шутки в сети: коммуникация или технологический акт?

12 мая 2018 12:42:44




Ставится вопрос о влиянии технологической стороны интернет-коммуникации на исследовательские подходы при изучении медиатекста, в частности в ходе лингвистической экспертизы. Создание сообщений в социальных сетях, участие пользователей в создании контента различных интернет- ресурсов ставит перед исследователем вопрос об авторе и его коммуникативном намерении. Проблема осложняется при наличии комической модальности общения.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Ключевые слова: медиатекст, медиалингвистика, комическое, лингвистическая экспертиза.

Тема, предложенная для дискуссии («Выразительные ресурсы медиаречи в условиях новых коммуникационных технологий»), приводит к необходимости развести два понятия: коммуникативное, понимаемое как содержащее сообщение, и коммуникационное, понимаемое не просто как техническое осуществление передачи сообщения, но как воплощенная форма сообщения — форма, границы которой значительно шире самого медиатекста. Исследования современной медиаречи, в том числе в аспекте допустимости / недопустимости использования тех или иных выразительных средств, так или иначе учитывают характеристики каналов коммуникации: традиционных для лингвистики (в общем виде — звуковой, визуальный) и технически релевантных (печать, электронные издания). Новые коммуникационные технологии в определенном смысле путают карты при изучении многих сторон медиатекста: авторства, адресата, интенций, смысловых превращений, и в особенности — при анализе медиатекстов, реализующих комическую модальность.

Шутки в сети имеют разную природу, пользователи находят источники комического в разных областях жизни и активно развивают такие жанры интернет-коммуникации, которые построены на комическом переосмыслении относительно новых видов технологической активности. Как известно, так называемые фотожабы (сленг., от Adobe Photoshop) — это результат комического использования фотомонтажа; появление демотиватора как самостоятельного поликодового жанра связано с ироническим переосмыслением жанра мотивационного плаката, имеющего вполне предметную прагматическую цель. Поликодовый медиатекст, созданный в одном из жанров комического (например, демотиватор), будучи размещенным в сети, становится компонентом коммуникативного акта, который осуществлен именно с помощью новой коммуникационной технологии, например с помощью социальной сети. Понятно, что автором такого сообщения становится пользователь, разместивший медиатекст, но в действительности исследователю приходится иметь дело с двумя текстами и двойным, не обобщенным авторством.

К самому демотиватору понятие негативной информации неприменимо уже в силу принадлежности его к комическому жанру, в котором не только иронически, но и зачастую сатирически — а значит, негативно — высмеиваются определенные явления, типизируются черты персонажа, выражается неприятие тех или иных действий. В то же время размещение поста с демотиватором в социальной сети представляет собой высказывание участника сети, который использует этот демотиватор как своего рода визуальную цитату, присоединяясь к авторской тональности и выражая тем самым свою оценку смыслового содержания демотиватора. Можно сказать, что комическая составляющая демотиватора исчезает в акте социальной оценочности, каковым, на наш взгляд, является коммуникативное действие

пользователя сети, о производстве такого акта и сообщает широкому адресату участник сетевого общения. Здесь возникает профессиональная проблема: анализировать смысловое содержание сообщения (а именно: акта размещения в сети) без учета комического содержания цитаты — значит признать наличие негативной информации, поскольку в демотиваторе выражено критическое отношение к предмету речи; обосновывать комическую (и в принципе— неподсудную) природу текста цитаты — значит игнорировать интенциональность поста. Как сформулировать исследовательскую презумпцию в таких случаях?

Это вопрос непраздный, и в первую очередь он встает перед специалистом-лингвистом, участвующим в юридических экспертизах медиатекстов. Представляется, что как лингвист он исходит из презумпции коммуникативного подхода: коммуникативным актом является сообщение с цитатой, для медиалингвиста действует презумпция коммуникационного канала: коммуникативным актом становится размещение поста. Практика показывает, что, руководствуясь избранной презумпцией, исследователь-эксперт по-разному оценивает прагматику комического содержания демативатора-цитаты.

В. В. Васильева


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн