Актуальные юридические консультации по теме: Сирена и маячок: провокация

Сирена и маячок: провокация

13 сентября 2018 6:56:45


Глава 3 ПДД о специальных сигналах читается очень тяжело. Там слишком длинные предложения, и пока дочитаешь до конца, забываешь, что было в начале. Потому в автошколе я рекомендую курсантам применять для прочтения этой главы аббревиатуры. Например: ПМСЦ – проблесковый маячок синего цвета. СЗС – специальный звуковой сигнал. ТС – транспортное средство. Итак, ситуация: сзади раздается вой сирены, водитель смотрит в зеркало заднего вида, видит ПМСЦ, начинает искать место, куда бы перестроиться, но уже в этот момент звучит приказ: «Принять вправо, остановиться!» Водителю вменяют «непредоставление преимущества транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами», – ч.2 ст.12.17 КоАП, и ему грозит лишение права управления транспортным средством сроком от 1 до 3 месяцев. Что делать? Понятие «преимущество», согласно п.1.2 ПДД, дает право на первоочередной проезд. В п.3.1 ПДД конкретизируется, что водители с включенными ПМСЦ и СЗС могут воспользоваться приоритетом «…только убедившись, что им уступают дорогу». Читаем далее п.3.2 ПДД: «При приближении ТС с включенными ПМСЦ и СЗС водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного ТС».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Таким образом, преимущество в движении автомобиль с включенными ПМСЦ и СЗС получает за счет того, что ему уступают дорогу. Вспоминаем п.1.2 ПДД: «Уступить дорогу» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой–либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». То есть при приближении сзади автомобиля с ПМСЦ и СЗС для его беспрепятственного проезда водитель должен: · не начинать движение; · не возобновлять движение; · не продолжать движение; · не осуществлять какой-либо маневр. Перестраиваться вправо или влево, освобождая дорогу автомобилю с включенными ПМСЦ и СЗС, обязанности у водителя по ПДД не то, что не возникает, само маневрирование запрещено. Если дело дошло до суда, то водителю следует пригласить инспектора в суд и задать ему вопрос: «Как должен был поступить водитель?» После разъяснений инспектора, что нужно было освобождать дорогу, достать Правила, и просить указать, где об этом написано.

И уточнить, на его взгляд «беспрепятственный проезд» и «освобождение дороги» одно и то же? Как ни странно звучит, но согласно ПДД оптимально для водителя – «не продолжать движение», то есть правильнее всего остановиться, а остальное – не его проблема (см.27 Типы остановок). Кроме того, данное действие абсолютно соответствует так любимому ГАИ пункту 10.1 ПДД: возникла опасность для движения – тормози. Экстренное торможение разрешено только для предотвращения ДТП, – п.10.5 ПДД, и в данном случае неприменимо. Потому «продолжение движения» на разумном расстоянии за разумное время вполне допустимо. Но времени инспекторы ДПС не дают. Справедливости ради, обязанность освободить дорогу и при необходимости остановиться прописана в п.1 ст.34 Конвенции. Однако, как указал Конституционный Суд, положения Конвенции: «…направлены на повышение безопасности международного дорожного движения (преамбула Конвенции о дорожном движении)», – Определение КС №736-О-О от 26.05.2011. То есть нормы Конвенции имеют лишь рекомендательный характер. И водителям вменяют именно нарушение конкретных пунктов ПДД, а не Конвенции. Уровень звукового давления СЗС составляет не менее 98 Дб на расстоянии 7 метров, – п. 2.4.3.1.7 Приложения 5 «Технического регламента».

Без включения СЗС автомобили спецслужб преимущества не имеют, – п.3.1 ПДД. Если вы СЗС не слышали, то обязанности уступать дорогу не возникло. Если инспекторы утверждают, что СЗС был включен, а на вашей записи с видеорегистратора его просто не слышно, а свидетели врут, то ходатайствуйте о проведении экспертизы. Нет ничего проще, поставить автомобили на соответствующем записи расстоянии, включить сирену и записать ее звук на видеорегистратор. Звук 130 Дб – болевой порог для человека. Не услышать 98 Дб даже с закрытыми окнами – невозможно. Да и здравый смысл подсказывает, что сирена, звук которой никто не услышит, никому не нужна. Применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn" [крякалка] допустимо, – п.2.4.3.3.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Важный момент, включать ПМСЦ и СЗС водителям спецавтомобилей разрешается, только «выполняя неотложное служебное задание», – п.3.1 ПДД. Если одиночный экипаж включает спецсигналы в «профилактических» целях, провоцируя правонарушения с целью составления протокола, то это противозаконно: «Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий», – ч.3 ст.6 закона «О полиции». Чтобы не попадать в неприятные ситуации, я рекомендую вам все-таки выполнять требования Конвенции и при приближении сзади или спереди автомобилей с включенными ПМСЦ и СЗС сразу включать правый указатель поворота, и искать способ освободить дорогу. Если справа – плотный поток, сигнальте, обращая на себя внимание, и просите, чтобы вам освободили место для перестроения.

Попутно. «Крайняя необходимость» по КоАП и «крайняя необходимость» по ГК – понятия, влекущие разные последствия. В первом случае водителя полностью освобождают от ответственности, – ст.2.7 КоАП, во втором, водитель, причинивший вред, обязан его возместить, хотя суд может и освободить от возмещения вреда, – ст.1067 ГК. И если водителя автомобиля с синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, который спровоцировал ДТП, от административной ответственности освобождают, то это не означает, что его автоматически освобождают и от возмещения вреда, – Определение ВС №18-КГ16-69 от 26.07.2017. В данном постановлении также отмечено, что водитель спец.автомобиля прежде отступать от требований ПДД обязан убедиться, что ему дорогу уступили, – п.3.1 ПДД. Данный факт при рассмотрении дела о возмещении ущерба является существенным и подлежащим обязательному установлению.


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн