website templates free download


Рассмотрим специфику внедрения стратегических закупок (strategic sourcing) в компании. Стратегические закупки – это процесс, направленный на максимизацию прибыльности компании за счет получения наилучшей закупочной ценности. Это выражается в достижении экономии, повышении эффективности, сервиса для клиентов, минимизации рис ков, управлении отношениями с поставщиками. Это постоянно эволюционирующий процесс, отвечающий требованиям меняющихся условий бизнеса.

Первый этап стратегических закупок – это планирование. В ходе планирования необходимо определить вводные бизнес кейса: это планирование на ближайший бюджетный год или разработка новой стратегии (например, внедрение категорийного менеджмента в компании) или подготовка к трансформационному проекту и т.д. Далее выбираем команду: следует ли обновить действующих сотрудников закупок или повысить их квалификацию; пересмотреть организационную структуру во избежание дублирования функций (например, между штаб-квартирой закупок и региональными закупками), подобрать кросс-функциональную команду для проектов. Параллельно с этим оцениваем риски и вырабатываем пути их предотвращения. Так, если по категории закупок монополизировался поставщик, следует поднять его тонус, внедрив конкурентов в закупочный процесс. Потом формулируем цель стратегии. Какую ценность принесет для компании внедрение стратегических закупок? Какая планируется экономия? Думаем об условиях выхода. Что если компания откажется от внедрения стратегических закупок? Какие затраты и на каких этапах возникают? Наконец, формулируем проектный план внедрения стратегических закупок в компании. После подготовки фундамента, то есть проведения планирования, переходим к непосредственным закупкам.

На этом этапе важное значение имеют договоры: желательно заранее подготовить типовые формы ключевых договоров, которые защищают риски и интересы закупающей стороны. Также, на втором этапе стратегических закупок проводятся стандартные тендерные процедуры и заключение договоров по тендерным сделкам. На третьем этапе проводим анализ закупочной деятельности: анализ фактических затрат по сравнению с бюджетом.

Достигнута ли обещанная экономия или непредвиденные затраты «съели» бюджет? Реализован ли договор по тендерной цене или появилось много дорогостоящих дополнительных работ? На основании проведенного анализа определяются дальнейшие пути оптимизации. Так, если у одного и того же поставщика покупали разные отделы по разным категориям закупки и на основании разных договоров и тендеров – целесообразно объединить такие закупки. Или как минимум оптимизировать отсрочку платежа.

В одном примере закупающая компания приобретала товар Х у поставщика с отсрочкой 15 календарных дней, тогда как соседний отдел покупал более дорогостоящий товар У с отсрочкой 60 рабочих дней. Четвертый этап стратегических закупок – исполнение плана. На данном этапе занимаемся управлением отношениями с поставщиками, предотвращением рис ков, управлением изменениями и оценкой деятельности поставщиков. В одной крупной российской компании, согласно политике по закупкам, разрешено заключать договор только на один календарный год. Поэтому получается «всякий раз – как первый раз»: оценка поставщиков не проводится и к тендерам допускаются поставщики, которые неудовлетворительно исполнили свои обязательства по предыдущим договорам.

Поставщики в свою очередь каждый раз пытаются получить для себя максимальную выгоду, не думая о завтрашнем дне и долгосрочном сотрудничестве. Остановимся подробнее на поиске оптимизации в стратегических закупках. Если идея оптимизации была разработана некоторое время назад, проверьте ее «срок годности». Бизнес меняется очень динамично, поэтому идеи и проекты следует менять соответствующим образом, если требуется. Гибкость принимаемых решений и стимулирование конкуренции между поставщиками, как правило, приносят хороший экономический результат для закупающей стороны.

В непрямых закупках эффективно закупать результат нежели чем соответствие услуги некоторому перечню, указанному в спецификации. Например, компания нанимала IT разработчика для оказания услуги программирования. В требованиях указывалась необходимость иметь 10 лет опыта использования Java, 5 лет работы с Oracle. Таким образом, кандидаты с меньшим опытом автоматически не попадали в тендер. При этом многие из них были авторитетными профессионалами в MySQL, что является эквивалентом стандарта SQL в Oracle. Поэтому в рассматриваемом примере следовало уделить большее внимание описанию результата услуги, который ожидала получить закупающая компания. Если по закону спроса и предложения, в действующей конъюнктуре рынка предложение ограничено и планируется повышение цен закупки, закупщику следует поискать дополнительные возможности оптимизации.

Например, купив дополнительную премиумопцию, что позволит продать товар на полке с повышением цены, что сохранит прибыльность и компенсирует повышение себестоимости. Или договориться с поставщиком о дополнительном клиентском сервисе. Покупатель предпочтет купить товар с гарантийным обслуживанием в течение 24 часов, нежели чем ожидать ремонта товара в течение пары месяцев. Итак, построение стратегических закупок состоит из нескольких этапов и учета множества нюансов. На первый взгляд это сложнее, чем рутинная закупка по заявкам. Однако последняя часто приводит к хаосу и генерирует дополнительные затраты, тогда как эффективные стратегические закупки устойчиво повышают прибыльность компании.

Екатерина Баранникова, эксперт, Экспертный Совет при Правительстве Российской Федерации по направлению «Повышение эффективности госзакупок»


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

Купить продать пианино антиквариат

Узнайте реальную рыночную стоимость антиквариата. Полная конфиденциальность

скупка-монет.рус

как зайти на гидру сайт

sitegidra.com

Список клиентской базы продукты питания. Программа для клиентская база .

bazy-kontaktov.com

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.