Актуальные юридические консультации по теме: Тенденции развития современного суда присяжных

Тенденции развития современного суда присяжных

10 Октябрь 2019 0:45:01


В статье рассматриваются особенности функционирования со временного суда присяжных, анализируются основные пробле мы, характерные для данного института, а также предлагаются пути их решения. Ключевые слова: суд присяжных, коллегия, закон, самовыдвиже ние, подсудность, Уголовно-процессуальный кодекс

Конституция Российской Федерации закрепляет такую форму судопроизводства, как суд с участием присяжных заседателей [1]. Деятельность суда присяжных является основой стабильности обще ства, создает предпосылки для его дальнейшего развития и совер шенствования путем укрепления законности и правопорядка. По мнению А. Радникова, конституционно-правовая норма об уча стии граждан в отправлении правосудия «требует точного толкова ния применительно к правоприменению, т. е. разрешению уголовного дела судом присяжных. А в теоретическом, тем более законодатель ном, плане она особого значения не имеет» [10, c. 56–57].

Такая пози ция не имеет под собой прочного основания. Толкование влечет юри дические последствия не только в сфере правоприменения. Толкование выходит за рамки правореализации. Чрезвычайно важно оно и в плос кости осуществления правотворческой деятельности.

Подтверждение тому – детализация нормы ч. 5 ст. 32 Конститу ции РФ в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О при сяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Рос сийской Федерации» (далее – Закон о присяжных заседателях) [4], вызвавшая неоднозначную реакцию ученых. В частности, Т. Г. Дуду кина [8, c. 6–7.], И. А. Стародубцева [11, c. 10–11] и др. обращают внимание на разницу законодательного подхода: в ч. 1 ст. 2 Закона о присяжных заседателях речь идет о праве граждан участвовать в от правлении правосудия, а в ч. 2 той же статьи – о гражданском долге. По причине того, что Закон о присяжных заседателях «превраща ет конституционное право на участие в отправлении правосудия в обязанность (долг), установленную в законе, и не позволяет отказать ся от ее исполнения без «уважительных» причин, указанных в ст. 7 данного Закона», И. А. Стародубцева считает его противоречащим Конституции РФ [11, c. 13]. С данной позицией в полном объеме согласиться сложно. Во-пер вых, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанно стей еще не есть долг. Долг – это нравственная обязанность челове ка, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому, говоря о граж данском долге присяжного заседателя (ч. 2 ст. 2 Закона о присяжных заседателях), законодатель ожидает от гражданина РФ не просто «механического» отправления правосудия в качестве присяжного заседателя, но и личностного отношения к нему.

Долг – превраще ние требований общественной морали в личный императив конкрет ного лица и его выполнение – побуждает человека к активной граж данской позиции, развивает в нем чувство личной сопричастности всему происходящему, что выражается в стремлении внести посиль ный вклад в общее дело. Необходимо отметить недостаточную гибкость процессуального закона, не дающего присяжным иного удовлетворительного средства повлиять на наказание, кроме полного оправдания подсудимого. Прак тике российского суда присяжных нуллифицирующие вердикты также знакомы: как наиболее известный пример можно вспомнить дело Крас киной, слушавшееся в Ивановском областном суде. В архиве Москов ского областного суда подобных дел можно обнаружить не менее де сятка. Если присяжные связывают вопросы о виновности и о наказании воедино и нет надежного способа заставить их поступать иначе, ло гично было бы ввести их стремление влиять на участь подсудимого

в законные рамки, а для этого передать им соответствующие процес суальные полномочия [11, c. 13]. В дореволюционной России, где подсудность присяжных была намного шире, подсудимому, полу чившему снисхождение, наказание уменьшалось в зависимости от рода преступления на одну или две степени. Это означало не просто снижение срока заключения, а в большинстве случаев переход к бо лее мягким видам наказания. И даже эти рамки некоторые юристы требовали расширить, указывая, что их узость побуждает присяж ных оправдывать тех подсудимых, кого, имея бóльшую возможность влиять на наказание, они бы по совести осудили [9, c. 20]. В настоящее время большую актуальность приобрела проблема сокращения подсудности суда присяжных заседателей. Эта тема ста ла особо обсуждаема в последние годы как в среде практических работников, так и в научных кругах.

В первоначальной редакции УПК РФ суду присяжных заседателей были подсудны все уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, всего более 50 со ставов преступлений. Это в основном квалифицированные и особо квалифицированные составы таких преступлений, как: убийство, по хищение человека, изнасилование, террористический акт, захват за ложника, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного сообщества и других. Мы провели подробный анализ федеральных законов, которыми в подсудность данного состава суда были внесены изменения. ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ [5] из составов преступлений, по которым могли быть заявлены ходатайства о рассмотрении уго ловного дела судом с участием присяжных заседателей, были ис ключены такие преступления, как: террористический акт, захват за ложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, государственная измена, шпионаж, насильст венный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, всего – 9 соста вов. ФЗ РФ от 29. 12. 2010 г. № 433-ФЗ [6] из подсудности присяжных были исключены уголовные дела о преступлениях, составляющих све дения о государственной тайне, а также уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи фе дерального суда, мирового судьи. Далее в УПК РФ были внесены изменения, направленные на со кращение подсудности уголовных дел, рассматриваемых в областном и равном ему суде, что автоматически сократило подсудность суда присяжных. Так, были исключены такие составы преступлений (всего более 20 составов), как получение, дача взятки, преступления против правосудия (неуважение к суду, незаконное привлечение к уголов ной ответственности, освобождение от уголовной ответственности), принуждение к даче показаний, провокация взятки или коммерче ского подкупа и др. В связи с последними поправками, введенными ФЗ РФ от 28. 12. 2013 г. № 432-ФЗ [7] из подсудности присяжных было изъято еще несколько составов. Это составы преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности (ч. 4 и 5 ст. 131, 132, ч. 6 ст. 134 УК РФ [2]). Таким образом, на сегодняшний день в подсудности присяжных осталось около 20 составов преступлений. То есть всего с 2008 г. число составов, подсудных суду с участием присяжных, уменьшилось примерно на 65 %. Из вышесказанного мы видим, что количество пре ступлений, подсудных суду присяжных заседателей сокращается как напрямую (как, например, изъятие уголовных дел о фактах терро ризма, изнасилования), так и косвенно, т. е. при сокращении пред метной подсудности судов края и области (поскольку автоматически сокращается подсудность и присяжных). Нужно отметить, что единство мнений по вопросу о сокращении подсудности присяжных отсутствует. Большой спор вызвало исклю чение из подсудности судов присяжных преступлений террористи ческой направленности. Этот вопрос был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (КС РФ), который признал конститу ционным внесение изменений в УПК РФ в части сокращения под судности присяжных. В Постановлении от 19 апреля 2010 г. № 8-П [12] разъяснено: «Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей не относится к числу основных прав, неот чуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. Данное право не входит в основное содержание конституционного права на судебную защиту, которое не подлежит изменению, а выступает в качестве одной из его возможных процессуальных гарантий». Исключение из подсуд ности судов присяжных преступлений террористической направленно сти КС РФ объясняет тем, террористическая деятельность направлена на создание реальной угрозы для жизни и здоровья как населения, так и участников уголовного судопроизводства, и может оказывать се рьезное воздействие и отрицательно влиять на способность входящих в состав суда лиц к принятию адекватных решений. Изъятие из под судности суда с участием присяжных заседателей дел о терроризме

и связанных с ним преступных деяниях, таких, как вооруженный мятеж и насильственный захват власти, вызывается их повышенной сложностью и спецификой самих преступлений, чем в современных условиях предопределяется правомочие именно профессиональных судей делать вывод о виновности или невиновности подсудимых на основе исследования фактических обстоятельств и оценки со бранных доказательств. Безусловно, большой резонанс вызвало недавнее исключение из подсудности присяжных уголовных дел о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолет них.

Как сказано в пояснительной записке к федеральному закону, которым были внесены изменения: «Это объясняется тем, что мне ние суда присяжных заседателей о показаниях несовершеннолетнего потерпевшего и иных полученных с его участием доказательствах по уголовному делу должно формироваться с учетом специальных знаний о психологических особенностях несовершеннолетних по терпевших разного возраста. Таким образом, будет реализована одна из основных задач уголовного судопроизводства, которая заключа ется в максимальной защите прав и интересов несовершеннолетних потерпевших от дополнительных психологических страданий в свя зи с публичным рассмотрением уголовного дела, а также неодно кратным повторением информации о совершенных в отношении ре бенка действиях насильственного характера». В. В. Конин в тенденции сокращения количества составов преступ лений, подсудных суду с участием присяжных заседателей видит «…стремление власти ограничить право народа РФ на управление государством посредством участия в осуществлении правосудия. Причина здесь одна: большое, на взгляд власти и правоохранитель ных органов, количество оправдательных приговоров… А между тем, суд с участием присяжных заседателей как институт граждан ского общества позволяет сделать судебную систему более откры той, более справедливой, поднять ее авторитет» [9, c. 23]. Однако не менее веские доводы приводят и те, кто поддерживают данную тенденцию. Например, член Совета Федерации Олег Пантелеев говорит: «Присяжные не должны рассматривать дела по убийствам, произошедшим на почве национальной, религиозной или расовой нена висти». По его мнению, людей, совершивших такие преступления, «необходимо судить по всей строгости закона, а присяжные засе датели могут быть предвзяты в своих суждениях» [9, c. 23]. Депутат

Мосгордумы Иван Новицкий утверждает: «При всем уважении к судам присяжных, я все-таки полагаю, что они не обладают той квалификацией, которая необходима при рассмотрении подобных дел» [9, c. 23]. Тенденция законодателя показывает устойчивую линию на со кращение уголовных дел, которые могут быть рассмотрены с уча стием присяжных заседателей. На наш взгляд, безусловно, преступ ления об актах террористического характера и факты изнасилования подростков, многие другие преступления должны рассматриваться профессиональными судьями по причине сложности для восприятия обстоятельств, которые должны быть восприняты при рассмотрении уголовного дела. При всем сказанном сокращение подсудности при сяжных должно происходить только под контролем общественности, в том числе возможного конституционного контроля, который явля ется гарантией от необоснованного ограничения прав участников процесса. На основе проведенного анализа считаем необходимым: 1) внести в законодательные органы предложение об изменении законодательства путем изложения ч. 2 ст. 2 ФЗ «О присяжных заседа телях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации» со следующей поправкой: «Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским дол гом и обязанностью»; 2) обеспечивая реальное исполнение этой обязанности, ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях статью об от ветственности граждан за неявку в суд без уважительной причины в качестве кандидатов в присяжные заседатели; 3) предоставить гражданам возможность выдвижения или само выдвижения для включения в списки кандидатов в присяжные засе датели, тем самым в полном объеме реализовать предоставленное конституцией право на участие в отправлении правосудия. Внести, в связи с этим поправку в ч. 3 ст. 5 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» со следующей формулировкой: «Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными орга нами муниципальных образований отдельно по каждому муници пальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Россий ской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установлен ного числа граждан, а также путем выдвижения или самовыдвиже ния граждан …»; 4) в целях совершенствования процессуального порядка совеща ния исключить из ч. 1 ст. 343 УПК РФ [3] требование об обязатель ном трехчасовом совещании, когда коллегия присяжных заседателей не пришла к единодушному решению, поскольку в одних случаях для выработки согласованного коллективного решения может по требоваться больше, а в других случаях меньше времени.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Рос. газ. – 1993. 2. Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный за кон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921. 4. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Россий ской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Российская газета. – № 182. – 25.08.2004. 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму: федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 321-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 29. 6. О внесении изменений в УПК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ: федеральный за кон РФ от 29.12.2010 г. № 433-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 45. 7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях со вершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: федеральный закон РФ от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ // СЗ РФ. – 2013. – № 52 (ч. I). – Ст. 6997. 8. Дудукина Т. Г. Подготовительная часть судебного заседания: Проблемы нормативного регулирования и правоприменительной практики. – Н. Новгород: Новгород, 2012. – С. 6–7. 9. Конин В. В. Реализация функции защиты в суде с участием присяжных заседателей / В. В. Конин. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 288 с. 10. Радников А. Суд присяжных в России. – М.: НОРМА, 2012. – 256 с.

11. Стародубцева И. А. Суды присяжных как элемент конституционного права на участие в отправлении правосудия: коллизии в регулировании и реализации // Администратор суда. – 2011. – № 4. – С. 10–11. 12. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера ции в связи с жалобами граждан Р. Р. Зайнагутдинова, Р. В. Кудаева, Ф. Р. Файзу лина, А. Д. Хасанова, А. И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда: постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2010 г. № 8–П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2010. – № 3.

О. Е. Сотникова


Метки: ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн


рунетки онлайн

Бесплатный хостинг видео. Бесплатные анкеты мужчин

chatroulette18.ru

Экскурсии из канкуна отзывы. Экскурсии к пирамидам из канкуна .

colibrimexico.ru