Актуальные юридические консультации по теме: Тормозить или маневрировать? Тормозить!

Тормозить или маневрировать? Тормозить!

26 сентября 2018 7:18:43




Если вы выехали на полосу встречного движения для предотвращения аварии, то инспектор составит протокол, а на ваши слова о «крайней необходимости» (ст.2.7. КоАП) скажет, что согласно п.10.1 ПДД при возникновении опасности надо тормозить, а не маневрировать. Противопоставить что-либо очень трудно, но можно – Постановление ВС № 16-АД11-8 от 16.08.2011.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Откроем и прочитаем «Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы» ВНИИ Судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, Москва 1988 г.
«Простая дорожно-транспортная ситуация – совокупность развивающихся событий на дороге в условиях, когда водитель не имеет помех для движения и сам не создает их другим участникам движения».

Если помеха создается, то водитель вынужден изменить направление движения или скорость.
«Сложная дорожно-транспортная ситуация – совокупность развивающихся на дороге событий, характеризующихся повышенным против обычного объемом информации, которую должен оценивать водитель, что заставляет его чаще обычного прибегать к торможению и маневрированию» (далее по тексту «сложная ДТС»).
Апофеозом «сложной ДТС» становится «Критическая ДТС» (определение в словаре есть), с одним из возможных сценариев – «опасность для движения».
«Опасность для движения – не связанное с возникновением препятствия для движения обстоятельство дорожного движения, требующее снижения скорости транспортного средства».
«Препятствие – материальный объект на пути следования транспортного средства…»
То есть, в ПДД понятие «опасность для движения» более широкое – оно не учитывает наличие или отсутствие препятствия.

Фактически «Опасность для движения» по ПДД приравнена к «Критической ДТС» у автотехников.
«Момент возникновения опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить – момент, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамедлительных мер по предотвращению возможности возникновения ДТП».
И наконец:
«Аварийная ситуация – 1) дорожная обстановка, в которой водитель не имеет технической возможности предотвратить происшествие. А. с. возникает, если водитель мог обнаружить, напр., препятствие в момент, когда расстояние до него превышало остановочный путь, но не принял своевременно мер для предотвращения наезда, либо когда это расстояние было меньше остановочного пути. А. с. создается тем участником движения, который своими действиями (бездействием), не соответствующими требованиям нормативных актов, лишает себя или водителя другого транспортного средства технической возможности предотвратить происшествие. А. с. может возникнуть и независимо от действий участников движения (напр., при внезапном возникновении неисправности транспортного средства); 2) дорожная обстановка, при которой возникающие препятствия могут привести к происшествию даже при соблюдении водителем правил безопасности движения (напр., открытые люки и малозаметные разрытия на проезжей части без ограждений‚ провисающие над дорогой провода, другие малозаметные препятствия в условиях ограниченной видимости)».
В документах Верховного суда вместо «аварийной ситуации» фигурирует «аварийная обстановка». Например, Постановление Пленума ВС от 09.01.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения».

Таким образом, перед ДТП имеют место три этапа:
1. «Простая ДТС».
2. «Сложная ДТС» с последней стадией – «опасностью для движения». При «Сложной ДТС» возможны торможение и маневр, в момент возникновения опасности для движения – только торможение.
3. Аварийная ситуация.
В этом свете становится понятными определения из ПДД.
«Опасность для движения – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия», – п.1.2 ПДД.
«При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», – п.10.1 ПДД.
Почему в ПДД не попали определения «Простой ДТС», «Сложной ДТС» и «Аварийной ситуации» – загадка. Как следствие, возникает путаница из-за того, что сотрудники ГАИ и водители объединяют «Сложную ДТС» и «Аварийную ситуацию» в «Опасность для движения», хотя собственно «Опасность для движения» – последняя стадия «Сложной ДТС», предшествующая «Аварийной ситуации».
Возьмем четырехполосную дорогу (две полосы попутных, две встречных) и разберем пример.
1. Водитель движется в левой полосе. Имеет место «Простая ДТС».
2. Водитель замечает впереди в 100 м на своей полосе препятствие – аварийный автомобиль. «Простая ДТС» переходит в «Сложную ДТС», так как водителю нужно, либо перестроиться вправо, либо снижать скорость.
3. До препятствия остается минимальное расстояние, чтобы успеть остановиться, не прибегая к экстренному торможению, которое само по себе опасно. Имеет место «Опасность для движения». В этом случае ПДД предписывают только тормозить, маневр – недопустим (п.10.1 ПДД). Нельзя тратить время на оценку ситуации, принятие решений и прочее.
4. Если водитель «прохлопал» момент возникновения и окончания «Опасности для движения», то возникает «Аварийная ситуация».

Таким образом, «опасность для движения» возникает в тот момент, когда безопасный маневр невозможен. И делать вывод из формулировки п.10.1 ПДД, что при возникновении любой опасности всегда надо тормозить – глупость. Подобная позиция исключает использование автомобиля, так как он изначально является источником повышенной опасности, и даже простое начало движения опасно само по себе.
Подведем итог приведенного примера.
1. Если водитель в «Сложной ДТС» выехал на полосу встречного движения – он виновен, аварийный автомобиль можно было объехать и справа.
2. Если водитель в момент возникновения «Опасности для движения» выехал на полосу встречного движения – он виновен, так как мог выполнить требования п.10.1 ПДД и остановиться.
3. Если водитель, пропустив момент перерастания «Опасности для движения» в «Аварийную ситуацию», выезжает на полосу встречного движения, предотвращая ДТП, он также виновен, так как заблаговременно знал и осознавал, что в состоянии выполнить требования п.10.1 ПДД. А если не следил за дорожной обстановкой, то это – его проблемы, а не окружающих.
Момент перехода «Сложной ДТС» в «Опасность для движения» и момент перехода «Опасности для движения» в «Аварийную ситуацию» – сугубо индивидуальны в каждом конкретном случае.
Например, время реакции водителя по различным источникам от 0,3 до 1,8 с, что на скорости 60 км/ч (16,7 м/с) дает разброс пройденного за время реакции водителя расстояния от 5 до 30 метров. Замедление у обычного автомобиля вряд ли будет менее 7 м/с2, у современного скоростного автомобиля замедление 11 м/с2 – далеко не предел.

Другой пример: состояние проезжей части. Понятно, что на льду замедление меньше, на сухом асфальте – больше.
Еще один пример: если до появления опасности имела место другая опасность, которую водитель сумел избежать, то он уже внутренне готов к возникновению новой опасности, и реагировать на нее будет быстрее.
Если препятствие на дороге возникло внезапно и произошло ДТП, то перед экспертами ставят вопрос, мог водитель остановиться до препятствия или нет? Другими словами, была ли ситуация для водителя уже аварийной, или имела место только «опасность для движения».


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн