КС РФ постановил: предприниматели-общережимники, уплачивающие НДФЛ, при исчислении дополнительного 1%-ного взноса на пенсионное страхование вправе свои доходы уменьшать на фактические расходы. Вывод долгожданный, только жаль, что прозвучал он поздновато.
Экскурс в проблему
Как известно, все предприниматели независимо от наличия у них работников и доходов должны платить фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование <1>. А те ИП, у которых доход за год превысит 300 000 руб., должны заплатить дополнительный пенсионный взнос, равный 1% от суммы превышения. Правда, у этого допвзноса есть предельный размер <2>.
Справка
Максимальный фиксированный взнос, доплачиваемый по итогам 2016 г. теми ИП, чей годовой доход превысит 300 000 руб., составляет 135 495,36 руб.
Кстати, "переезд" страховых взносов в Налоговый кодекс на названные обязанности никак не повлияет, все останется как прежде <3>.
Чтобы понять, надо ли платить допвзнос по итогам года, предприниматели, применяющие ОСН и уплачивающие НДФЛ, должны были определять доход по правилам ст. 227 НК РФ <4>. В статье, в частности, говорится, что ИП исчисляют и уплачивают НДФЛ по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности <5>. А дальше идут отсылки на другие статьи НК, где говорится, что налоговая база по НДФЛ – это доходы минус различные вычеты, в том числе и профессиональные <6>.
Видимо, недостаточная определенность ст. 227 НК РФ позволила контролирующим ведомствам занять следующую позицию: 1%-ные страховые взносы считаются именно от суммы доходов ИП без уменьшения их на расходы <7>. Причем это касается не только предпринимателей-общережимников, уплачивающих НДФЛ, но и ИП, применяющих "доходно-расходную" УСН <8>.
Примечательно, что такую точку зрения поддерживали и многие суды. Главный аргумент: в Законе о страховых взносах нет норм, позволяющих для целей исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать доходы, полученные ИП, на сумму понесенных им расходов <9>.
——————————–
<1> Пункт 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 14 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ).
<2> Пункт 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
<3> Пункт 1 ст. 430 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<4> Пункт 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
<5> Подпункт 1 п. 1 ст. 227 НК РФ.
<6> Пункт 2 ст. 227, п. 1 ст. 225, п. 3 ст. 210 НК РФ.
<7> Письма Минтруда России от 22.06.2016 N 17-4/ООГ-976; Минфина России от 06.06.2016 N 03-11-11/32724.
<8> Статья 346.15 НК РФ; п. 3 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ; Письма Минтруда России от 13.05.2016 N 17-4/ООГ-775; Минфина России от 29.04.2016 N 03-11-11/25395.
<9> Постановления АС СЗО от 04.08.2016 N Ф07-4187/2016; АС ВВО от 09.09.2016 N Ф01-3563/2016; АС ВСО от 03.11.2016 N Ф02-5960/2016; 12 ААС от 27.09.2016 N А12-23593/2016.
Что-то здесь не так…
Однако один суд усомнился в справедливости такой позиции. Сомнения у него возникли при рассмотрении дела о взыскании недоимки по взносам с предпринимателя-общережимника. За отчетный год тот получил доход 16 586 507 руб. и произвел расходы на сумму 16 547 872 руб. И полагал, что обязанности платить 1%-ные пенсионные взносы у него нет, так как по факту годовой доход (38 635 руб.) не превысил 300-тысячный порог. Надо ли говорить, что орган ПФР считал иначе и доначислил ему больше 100 000 руб. недоимки…
Суд решил, что на ИП возлагается бремя уплаты обязательных платежей, несоразмерное результатам его деятельности и не учитывающее его фактическую способность к их уплате. Ведь сумма страховых взносов превышает сумму заработанных предпринимателем за год денег. В итоге в КС был направлен запрос о проверке на конституционность п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах и ст. 227 НК РФ в их взаимосвязи.
Вывод Конституционного Суда
КС сказал, что эти взаимосвязанные положения не противоречат Конституции. Ведь по смыслу этих норм для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате, доход предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, должен быть уменьшен на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов <10>.
Иначе возможны ситуации (как в упомянутом деле), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, "повлечет избыточное финансовое обременение" предпринимателей-общережимников.
Внимание! Правоприменительные органы, к которым относятся и Минфин, и ФНС, должны учитывать позицию Конституционного Суда РФ с момента вступления в силу соответствующего постановления <11>.
——————————–
<10> Пункт 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 30.11.2016 N 27-П.
<11> Статья 79 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
Что из этого следует
Сразу скажем, что с допвзносами за 2017 г. и далее у ИП, применяющих ОСН, подобной проблемы уже не возникнет. Потому что с 01.01.2017 будет прямо установлено: для целей уплаты 1%-ных взносов на ОПС такие предприниматели должны уменьшать полученный доход на сумму своих расходов, связанных с извлечением доходов. А если ИП не могут подтвердить свои расходы, тогда они вправе применить профессиональный вычет – 20% общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности <12>.
Но возникает такой вопрос. Могут ли ИП-общережимники взять на вооружение позицию КС при определении своего годового дохода для целей уплаты 1%-ного допвзноса за 2016 г.? Напомним, что уплатить его надо не позднее 3 апреля 2017 г. <13>. При этом декларацию 3-НДФЛ, из которой будет видна сумма дохода за 2016 г., надо сдать до 2 мая 2017 г. включительно <14>.
Ответ – могут, но надо быть морально готовыми, что придется отбиваться от претензий налоговиков по поводу наличия недоимки по пенсионным взносам. Ведь именно налоговые органы с нового года будут заниматься взысканием "страховой" задолженности, в том числе возникшей до 01.01.2017 <15>. Хотя проверять исчисление и уплату пенсионных взносов за периоды до 01.01.2017 будут органы ПФР <16>.
То есть налоговики отправят органам ПФР сведения о доходах ИП за 2016 г., а также информацию об уплаченных пенсионных взносах <17>, а те уже будут смотреть, должен ли был ИП платить допвзносы и в какой сумме. И вряд ли при этом органы ПФР будут оглядываться на позицию КС…
Обнаружив, что какие-то предприниматели заплатили 1%-ный взнос в меньшей сумме, чем надо, либо не заплатили вовсе, органы ПФР передадут эти сведения налоговикам для выставления требования об уплате недоимки.
ИП, готовые бороться, должны сначала обжаловать полученное требование в региональном управлении ФНС <18>. В жалобе следует упирать на то, что с учетом позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, требование недействительно, так как оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов.
Если же вдруг УФНС не удовлетворит жалобу ИП, тогда надо обращаться в суд.
* * *
Тем предпринимателям, которые за 2015 г. и ранее исчисляли и уплачивали 1%-ные взносы исходя лишь из суммы доходов, скорее всего, ничего не остается, как только "понять и простить"… Ведь эти взносы уже разнесены по индивидуальным лицевым счетам в системе ОПС, а значит, на их возврат рассчитывать не приходится <19>. Но можно попытаться инициировать процедуру зачета страховых взносов <20>.
ИП, которые уже судились по поводу порядка исчисления допвзноса и проиграли, Постановление КС N 27-П тоже не поможет. Пересматривать их дела в связи с новыми обстоятельствами суды не будут <21>.
——————————–
<12> Подпункт 1 п. 9 ст. 430, п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 221 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<13> Пункт 2 ст. 432, п. 7 ст. 6.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<14> Пункт 1 ст. 229, п. 7 ст. 6.1 НК РФ.
<15> Пункт 2 ст. 4, п. 1 ст. 5 Закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
<16> Статьи 20, 24 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
<17> Часть 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ; Письмо ФНС России от 13.07.2016 N ЗН-4-1/12598@.
<18> Пункт 2 ст. 138 НК РФ.
<19> Часть 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ; п. 6.1 ст. 78 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<20> Часть 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ; п. 1.1 ст. 78 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<21> Пункт 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.
М.Г. Суховская
Старший юрист