website templates free download


А.В. Ермакова,
советник Института госзакупок, к.ю.н.

Очевидно, что профессиональный закупщик, проводя конкурентные процедуры, прежде всего ищет лучшую цену. Именно лучшую цену, не обязательно самую низкую. Набирающему популярность примитивному аукциону противостоит боязнь демпинга и нестареющая английская пословица "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи".
Смысл этой истины в закупочной практике раскрывается в правильном соотношении двух компонентов: цены и технического задания. Конечная задача закупщика – найти верную точку баланса: вообще не платить за ненужное и не платить лишнее за нужное. Сначала закупщик борется со своими коллегами – надо "вычистить" из закупочной документации все то, что мешает конкуренции и не требуется по производственным задачам, а затем закупщик борется с рынком за лучшую цену. В настоящей статье рассмотрим варианты решения только второй задачи – поиска лучшей цены.

В практике реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ) принято значительную часть закупок проводить путем организации торгов и иных схожих процедур, где основным критерием является цена. Чаще всего при этом имеется в виду "цена договора", то есть цена за известный конкретный объем закупаемых товаров, работ или услуг, которая будет уплачена в ходе исполнения договора. Вместе с тем экономические соображения подсказывают и иные варианты применения ценового критерия. Рассмотрим некоторые из них.

1. Размер понижающего коэффициента за единицу продукции (товара, работы, услуги). Цена договора имеет значение, так как показывает предельный объем закупки и ориентирует рынок в плане масштаба закупки, но при этом цена договора не разыгрывается. Разыгрывается именно стоимость единицы продукции. Этот способ поиска лучшей цены популярен и известен многим закупщикам из практики госзаказа. Для применения этого способа заказчик устанавливает начальные цены единиц продукции и предлагает участникам давать скидки на единичные расценки, например, линейно (когда участник понижает каждую расценку например, на 10%) или дискретно (когда участникам позволяется на разные товарные позиции давать разные скидки, например, скидка на шиномонтаж 20%, а на ремонт карбюратора только 5%).

Использование такого вида ценового критерия требует от заказчика установления:
– всех начальных единичных расценок,
– правил подачи ценовых предложений (линейно или дискретно),
– предельной цены договора (как максимальный денежный лимит, как сумму единичных расценок, как понижаемую или твердую величину),
– формул подсчета баллов (различаются для линейной и дискретной подачи предложений, для линейной подачи предложений может использоваться стандартная формула пропорции: чем больше скидка, тем больше баллов).
2. Размер процентной ставки, комиссии, страховой премии и т.д. Эти специфические варианты ценового критерия плотно связаны с особенностями отдельных гражданско-правовых договоров. Например, при выборе банка, готового предоставить кредит, заказчика интересует процентная ставка. Понятно, что совокупность платежей по кредиту может быть выражена в абсолютной величине в рублях (что можно с натяжкой назвать ценой договора и разыграть на торгах именно эту сумму), но ситуации бывают разные и заказчик не всегда заранее знает точный объем кредита, продолжительность займа и иные специфические условия. На момент поиска оптимального банка-контрагента заказчика может интересовать именно банковский процент, его и следует оценивать в ходе закупочной процедуры.
Формула оценки банковского процента по кредиту очевидно должна строиться на обратной пропорции: чем выше процент, тем ниже балл.
3. Размер коэффициента удорожания. Этот вариант ценового критерия нужен там, где заказчику изначально ясно, что в ходе исполнения договора цена на товар (работу, услугу) обязательно изменится и если требовать от контрагента сохранения твердой цены, то либо на закупку "никто не придет", либо на закупку придут предложения с завышенными ценами, где участники, подстраховываясь, заранее закладывают последующее удорожание. Ни то, ни другое не отвечает принципам закупочной деятельности.

Если мы знаем, что цена обязательно вырастет и наше Положение о закупке позволяет менять цену договора в ходе его исполнения, то нам надо в ходе закупки не только выяснить лучшую цену на момент торгов, но и выяснить коэффициент удорожания, который устроит и продавца, и покупателя в момент, когда цена на рынке объективно вырастет. Когда закупка однородная или когда ТЗ очень четко и определенно показывает номенклатуру, количество закупаемой продукции и известен период удорожания, то несложно посчитать общую цену договора, которую по факту исполнения договора заплатит заказчик. В таком случае достаточно применить обычный критерий "цена договора". Однако в тех случаях, когда сам факт удорожания на рынке продукции предсказуем, но величина под вопросом, когда неизвестен объем, который выберет по договору заказчик, когда есть иные факторы, мешающие подсчету будущих затрат на момент закупки, тогда помимо оценки стоимостей, предложенных участниками, надо запросить и оценить еще и коэффициент удорожания: кто-то предложит коэффициент 1,1, а кто-то предложит – 1,3.

Формула оценки размера удорожания должна быть основана на обратной пропорции: чем выше предложен коэффициент удорожания, тем меньше балл.
4. Размер скидки с цены, официально рекомендованной производителем. Закон N 223-ФЗ позволяет приобретать товары, указывая конкретные товарные знаки и производителей. Очевидно, что профессиональный закупщик, рассчитывая начальную цену закупки, должен заинтересоваться отпускной ценой производителя и предположить маржу посредника – участника закупки. Некоторые производители (например, в автомобильной промышленности, телефонии) открыто публикуют свои официальные цены, причем довольно часто могут их менять, что может сказаться на ценах поставок при длящихся контрактах. Несмотря на наличие официальных цен, закупщик часто сталкивается с тем, что цены в заявках участников закупок ниже официальных. Это явление широко известно и имеет свои причины. В этой ситуации закупщику, ищущему лучшую цену, надо, во-первых, избежать совсем дешевых "серых поставок", во-вторых, не заплатить посреднику лишнее, а в-третьих, что главное, поддерживать контракт актуальным в течение заданного времени (например, в течение двух лет, когда цена производителя может меняться). Эти задачи решаются в том числе путем применения критерия "Размер скидки с цены, официально рекомендованной производителем" с заградительным нижним порогом. Заградительный нижний порог – в документации указываем, что заявки с ценой ниже официальной больше чем на 20% (например) получают 0 баллов по критерию "цена".
Формула оценки размера скидки строится на основе обычной прямой пропорции: чем больше скидка, тем больше балл.
5. Размер совокупной стоимости владения (стоимости жизненного цикла). Идея применения этого ценового критерия приходила каждому, кто знаком с последними изменениями в сфере государственных закупок, а также всем, кто сравнивал расходы на облуживание лазерных и струйных принтеров, кто сравнивал расходы на обслуживание китайских и японских автомобилей, кто задумывался об энергоэффективности и т.д.
Поиск лучшей цены с помощью этого критерия – это расчет и сопоставление с другими суммы стоимости самого закупаемого объекта (оборудования, транспорта, объекта недвижимости, софта и т.д.) и затрат, которые нужно будет понести в период эксплуатации этого объекта до момента, пока закупаемый объект не будет списан (включая расходы на его утилизацию). Разумеется, единой методики, формулы расчета баллов по этому критерию не существует. Чем точнее закупщик сможет спрогнозировать возможные затраты по конкретному объекту, тем выгоднее по факту окажется закупка.
Важный вопрос: кто должен стать источником данных для подсчета совокупной стоимости владения? Сам заказчик или участник? Должен ли участник в составе заявки указать расходы на эксплуатацию объекта? Почему закупщик должен этим данным верить, раз они включаются в заявку заведомо с расчетом на победу? Ответы на эти вопросы должны быть заложены в документацию о закупке и проект договора.
Если закупщик в состоянии посчитать расходы на обслуживание принтеров по данным предыдущих периодов, то логичнее основываться на собственных данных, о чем прямо и предупредить участников, указывая в порядке оценки, что ценовое предложение участника будет суммироваться с расчетной стоимостью владения с учетом товарного знака и технических особенностей предложенного принтера.
Если объект закупки сложен и закупщик не в состоянии самостоятельно рассчитать стоимость владения, то в документации о закупке надо как минимум:
– предложить матрицу для заполнения участниками, где построчно будут выделены все статьи затрат, их частота и продолжительность (на весь прогнозный период владения),
– закрепить, что указанная заполненная матрица включается в одно из приложений к договору, заключаемому по итогам закупки,
– в проекте договора предусмотреть порядок компенсации заказчику тех расходов, которые не были указаны участником в этой матрице, но фактически оказались необходимыми для нормальной эксплуатации закупленного объекта.
В завершение отметим, что,
– во-первых, возможны и иные варианты ценовых критериев,
– во-вторых, в рамках ценового критерия могут использоваться одновременно две и даже больше разновидностей рассмотренных критериев, которые могут быть оформлены как подкритерии ценового критерия и иметь самостоятельные веса,
– в-третьих, применение рассмотренных критериев не противоречит ни Закону N 223-ФЗ, ни антимонопольному законодательству,
– и, наконец, в-четвертых, Положение о закупке конкретного заказчика может содержать в себе условия, препятствующие применению отдельных из рассмотренных критериев.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

подробнее

lemon-grass.ru

Уголовный адвокат Москва

Специализированная коллегия адвокатов

advokatulischenko.ru

овсяный кисель изотова польза отзывы

овсянкасэр.рф

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.