Актуальные юридические консультации по теме: Влияние особенностей функционирования экономической системы на реализацию государственной пенсионной политики

Влияние особенностей функционирования экономической системы на реализацию государственной пенсионной политики

29 декабря 2018 7:38:01


Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы определения пенсионного возраста на примере других стран, а также показана значимость уровня экономического развития государства как фактора, влияющего на размер пенсии. Ключевые слова: пенсия, пенсионный фонд, политика государства, пенсионный возраст, государственный сектор.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Пенсионное обеспечение населения, входящее в систему социального обеспечения – неотъемлемая часть экономического механизма государства, полностью зависящая от состояния экономики страны. Экономику условно можно разделить на две категории – сырьевую и высокотехнологичную. Сырьевая базируется на добыче, переработке и экспорте различных видов природного сырья, первую очередь – полезных ископаемых. Высокотехнологичная экономика основана на коммерциализации информации, знаний и инноваций.

К крупным преимущественно сырьевым экономикам относятся, в первую очередь, арабские страны (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и другие). В арабских странах система пенсионного обеспечения имеет ярко выраженную социальную направленность, проявляющуюся в направлении существенной части выручки от экспорта нефтегазовых ресурсов на уплату пенсий. Минимальная пенсия в Арабских Эмиратах составляет 2700$, в Саудовской Аравии – 2200$, при выходе на пенсию человеку выплачивается и единовременное пособие в размере 11 % последней месячной зарплаты, умноженное на количество отработанных месяцев согласно общему трудовому стажу, что призвано компенсировать потери от инфляции.

На 2% увеличивается размер пенсии резидента ОАЭ с каждым годом работы после достижения 20- летнего стажа. Пенсию свою и покойного мужа получает вдова или другой наследник. Получается в среднем от пятидесяти до шестидесяти тысяч долларов за одну выплату. В целом, в странах с развитой сырьевой экономикой средняя пенсия приближается к 2500$. С высокотехнологичной экономикой ассоциируются, в основном, страны Западной Европы.

Средняя пенсия в Германии составляет 1270 €, в Люксембурге – 3000 €. Высокотехнологичная экономика подразумевает эффективное использование всех видов ресурсов и низкие удельные общественно необходимые затраты на производство продукции, что ведет к высокой прибыльности предприятий и стабильным налоговым поступлениям в бюджет. В связи с этим появляются инициативы производить регулярные выплаты из бюджета всем гражданам страны независимо от их трудового статуса и возраста, расширяя зону действия пенсионно- страхового обеспечения на все население. В Швейцарии проводился референдум, на котором предлагалось установить плату в размере 2260€ каждому гражданину страны по факту рождения, в Финляндии вводится аналогичная инициатива выплачивать по 800€ по факту рождения также всем гражданам.

При этом трудоустраиваться предлагается уже тем лицам, которым указанные суммы дохода представляются недостаточными. Введение пособия, по замыслу авторов этих инициатив, позволит лучше совмещать профессиональные обязанности с семейной жизнью, у граждан должно появиться больше возможностей для творчества или смены профессии, если у них возникнет желание реализовать себя в другой сфере деятельности.

Рассматриваемая концепция, однако, имеет и свои недостатки – потребуется увеличить налоги на выплаты гарантированного дохода, под угрозу может быть поставлена действующая система социального страхования, могут утратить мотивацию к труду люди с низкими доходами, вырастет и теневая занятость. Тем не менее, сама постановка вопроса в подобном ключе свидетельствует о практической способности высокотехнологичных экономик обеспечивать крайне высокий уровень социального и пенсионного страхования своих граждан. В России присутствуют признаки обоих типов экономики с заметным преобладанием сырьевой направленности, что накладывает отпечаток на функционирование и пенсионной системы. Особо необходимо отметить, что с точки зрения населения в нашей стране получаемые от сырьевого сектора доходы используются довольно нерационально, что наравне с общей неэффективностью администрирования пенсионных накоплений и рядом других причин ведет к постоянному дефициту Пенсионного фонда РФ. Предлагаются различные пути решения данной проблемы, наиболее простым из которых, по мнению ряда экспертов, является повышение пенсионного возраста, поскольку это не требует дополнительных финансовых затрат со стороны государства и реализуется исключительно административными мерами.

В 2018 году возможно постепенное повышение пенсионного возраста ориентировочно на пять лет, до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, с шагом в полтора года. [1] Однако, на наш взгляд, данное предложение существенно дискредитирует пенсионную систему как инструмент именно социального страхования, в первую очередь, малообеспеченного населения. Продолжительность жизни в России значительно ниже, чем европейских и в арабских странах, что обусловлено и низким качеством медицинского обслуживания, и другими факторами. В связи с этим представляются несостоятельными аргументы, приводящие в пример высокий пенсионный возраст в более экономически и социально развитых государствах.

В случае увеличения пенсионного возраста снизится «коэффициент доживания» – количество лет, в течение которых человек будет получать пенсию, и, как следствие, общая сумма выплачиваемой до конца жизни средней пенсии будет меньше. Также должно произойти увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. [4] К иным причинам рассматриваемого явления многие эксперты относят большую долю теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. Существенное влияние также оказывает увеличивающаяся инфляция в стране. Немаловажным является и увеличение с каждым годом числа пенсионеров. Низкий уровень рождаемости обуславливает разницу между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и впоследствии – к дефициту Пенсионного фонда. Еще одной проблемой является низкий уровень пенсионной грамотности населения.

В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.[2] Очевидно, что население категорически против предложений по увеличению пенсионного возраста. Компромиссом в этом вопросе может стать увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. Пожилые люди являются ценным и продуктивным ресурсом для экономики любой страны. Поэтому изменив свою политику на рынке труда, ориентированную исключительно на молодых людей, страна не только снизит нагрузку на бюджет, но и сможет полностью раскрыть их потенциал.[3]

Подводя итог, можно отметить, что каждый пятый пенсионер не достигает установленного пенсионного возраста, а является досрочным получателем. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан влияет на дефицит Пенсионного фонда, однако не является его главной причиной. Основной проблемой является тот факт, что не все категории работников уплачивают взносы, а индивидуальные предприниматели, число которых постоянно растет, пользуются льготным правом формирования своих пенсионных прав, то есть исходя из минимального размера заработной платы.

Таки образом, бремя по финансовому обеспечению пенсионной системы почти целиком перекладывается на наемных рабочих. В качестве одного из мероприятий по ликвидации проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ считаем целесообразным рассмотреть возможность распространения системы обязательного страхования и на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, получающими пенсию на общих основаниях.

Список использованной литературы: 1. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. – М.: Астрель, АСТ, 2017. – 638 c. 2. Что влияет на размер страховой пенсии? // Азбука права : электрон. журн. – 2016. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 3. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия / Ю.В. Белянинова. – М.: Эксмо, 2014. – 320 c. 4. Какой стаж работы необходим для досрочного назначения страховой пенсии? // Азбука права : электрон. журн. – 2016. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Чижма В.В., Иваницкий Д.К.


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн