Актуальные юридические консультации по теме: Восстановление прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на примере ликвидации последствий тайфуна «Лайонрок», прошедшего в приморском крае в августе 2016 года

Восстановление прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на примере ликвидации последствий тайфуна «Лайонрок», прошедшего в приморском крае в августе 2016 года

11 Январь 2019 2:32:55


В настоящей статье на примере ликвидации последствий обру шившегося на Приморский край летом 2016 года стихийного бед ствия, рассмотрены действующая нормативная база, порядок и спосо бы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Примор ском крае с ответственными органами власти при оказании помощи и восстановлении нарушенных прав граждан пострадавших от стихии. Кроме того, выявлена проблема повторных (неоднократных) обследований жилых помещений (домовладений) пострадавших от затопле ния, в силу скорого наступления отрицательных температур осенне зимнего периода и последующей деформации несущих конструкций зданий. Указанные последствия выявляются только спустя значитель ное время, после снятия режима чрезвычайной ситуации в пострадав ших районах.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Это в свою очередь приводит к невозможности обеспе чить жильем пострадавших от стихии граждан. Последствия прошедшего 29-30 августа 2016 года в Примор ском крае тайфуна «Лайонрок», стали самыми разрушительными для края за последние 40 лет. В 27 городских округах и муниципальных районах был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Работа по оказанию помощи населению администрацией При морского края и органами местного самоуправления Приморского края проводилась в соответствии с Федеральным законом РФ от 11.11.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай ных ситуаций природного и техногенного характера», а также Законом Приморского края от 06.09. 2016 № 881-КЗ «О государственной поддержке граждан, жилые помещения которых признаны непригод ными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызван ной ливневыми дождями на территории Приморского края в августе сентябре 2016 года», постановлением Администрации Приморского края от 13.09.2016 № 425-па «О государственной поддержке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Приморского края в августе сентябре 2016 года».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 1860-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бед ствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, бы ло выделено 718,5 млн. рублей.

Статьей 2 Закона Приморского края от 11.12.1997 № 110-КЗ «Об уполномоченном по правам человека в Приморском крае» определе но, что одной из основных задач Уполномоченного является содей ствие восстановлению нарушенных прав человека и усиление гаран тий государственной защиты прав и свобод человека. Учитывая масштаб причиненного материального ущерба, в це лях восстановления прав граждан пострадавших от наводнения, Уполномоченным по правам человека в Приморском крае проведено с представителями Уполномоченного в муниципальных образованиях, где введена чрезвычайная ситуация, селекторное совещание по вопро су принятия всех возможных мер по защите прав граждан, постра давших вследствие тайфуна «Лайонрок».

Телефоны представителей работали в режиме «горячей линии» и были размещены на сайте Уполномоченного. В аппарате Уполномоченного также была организована «горя чая линия», граждане могли обращаться с сообщением о нарушении их прав по телефонам ежедневно, включая выходные дни.

Уполномоченным, совместно с помощником прокурора При морского края В.И. Мазуром были проведены выездные приемы в му ниципальных районах края, пострадавших от наводнения. Всего в хо де приемов в районах края принято 215 граждан. В приемах участво вали прокуроры районов и городов, руководители администраций и представительных органов, представители Уполномоченного по пра вам человека в городах и районах края.

В общей сложности за помо щью к Уполномоченному по правам человека обратилось 446 граж дан, пострадавших от последствий тайфуна, поступило 46 письмен ных обращений, в том числе три коллективных обращения, одно из которых подписано 1162 гражданами. 15 сентября 2016 года проведена встреча с вице-президентом Ад вокатской палаты Приморского края В.С. Мельниковым. На встрече рассмотрен вопрос оказания адвокатами бесплатной юридической по мощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного характера, в период ликвидации последствий тайфуна «Лайонрок».

В ходе работы Уполномоченным по правам человека в Примор ском крае были проведены выездные приемы практически во всех му ниципальных районах края, пострадавших от тайфуна, в том числе с участием руководящих работников прокуратуры и органов муниципальных образований. Состоялись встречи с населением, руководите лями органов местного самоуправления. Во время выездных приемов с руководителями органов местного самоуправления обсуждался ход работ по восстановлению коммуникаций, оказанию помощи гражда нам, пострадавшими в результате стихийного бедствия. В связи с масштабным ущербом причинѐнным тайфуном, рас поряжением Губернатора Приморского края В.В. Миклушевским принято решение о продлении приема заявлений от граждан на полу чение компенсаций до 30 ноября 2016 года. Вопросы защиты прав граждан, пострадавших от наводнения, были обсуждены в ноябре на совещании в аппарате Уполномоченного по правам человека.

В совещании приняли участие помощник проку рора Приморского края по особым поручениям В.И. Мазур, замести тель начальника управления гражданской защиты – начальник отдела мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Приморскому краю А.Ю. Погорелов, начальник отдела правового обеспечения департа мента труда и социального развития Приморского края И.В. Горбенко.

Вниманию сотрудников аппарата была представлена информация о работе ГУ МЧС России по Приморскому краю, прокуратуры края и департамента труда и социального развития по работе с обращениями граждан, пострадавших от стихийного бедствия. Были обсуждены во просы размеров и порядка назначения компенсационных выплат, про анализирована имеющаяся нормативная база по данному вопросу, в том числе решение Губернатора Приморского края о продлении срока приема заявлений от пострадавших граждан до конца ноября 2016 года, обсуждены конкретные примеры обращений в адрес Уполномоченно го, связанных с отказами в назначении компенсационных выплат. Проведенная Уполномоченным и ответственными органами власти работа по оказанию помощи гражданам выявили ряд проблем требующих решения. Наибольшее число обратившихся граждан жаловались на дли тельное аварийное отключение электроснабжения, водоснабжения, сро ком более 7-ми дней, вследствие чего ухудшились условия проживания, пропали продукты, отсутствовала вода, пригодная для употребления.

В тоже время, согласно разъяснению Главного управления МЧС по Приморскому краю от 13.09.2016 № 5830, единовременная матери альная помощь в размере 10 000 руб. выплачивалась только в случае, если дом пострадал (размыт фундамент или вода поступила в подпо лье дома, и при этом произошло аварийное отключение не менее од ной системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) на сутки и более. Аварийное отключение электро снабжения и водоснабжения до двух недель, если не были повреждены дома, не признано фактом, дающим право на получение единовре менной материальной помощи. Действующая нормативная база не предусматривала возмеще ние ущерба, причиненного вследствие залива квартир, расположен ных на верхних этажах многоквартирных домов, когда были повре ждены крыши жилых домов.

Согласно постановления Администрации Приморского края от 02.09. 2016 № 413-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в резуль тате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» возмещению подлежало только поврежденное имущество, находившееся в квартирах на первых эта жах многоквартирных домов. Последствия тайфуна в части муниципальных образований, го родских округов выявили необходимость в проведении работ по вос становлению и поддержанию ливневой канализации, мелиоративной системы, систем водоотведения.

Кроме того, части гражданам отказывали в выплате компенса ций за потерю урожая, потерю имущества, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки и (или) от сутствием регистрации по месту проживания. По данным фактам, а также по фактам правильности произведѐн ных оценок размеров ущерба и другим вопросам, озвученным в ходе ра боты с гражданами, Уполномоченным направлялись в адрес ответствен ных органов власти края, прокуроров муниципальных образований об ращения о необходимости защиты прав граждан. Органами прокурату ры при наличии оснований готовились исковые заявления в интересах граждан.

В последующем, вынесенные судебные решения служили ос нованиями для получения компенсационных выплат гражданами. По результатам проведенного обследования территорий края ответственными органами власти в сентябре – ноябре 2016 года уста новлено, что было подтоплено 18 189 домовладений, из которых 567 признано непригодными для проживания. Выдано 551 свидетельств, удостоверяющих право граждан на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 1 054 620 000 руб. Гражданам, пострадавшим в результате ливневых дождей, вы званных тайфуном «Лайонрок» произведены выплаты в части компен сации потери имущества первой необходимости из краевого и феде рального бюджетов на общую сумму 1 325 220,00 руб., в том числе из краевого бюджета 431 630,00, федерального бюджета 893 590,00 руб. В тоже время, по результатам прохождения осенне-зимнего пе риода 2016-2017 года выявлена следующая проблема. После зимнего периода значительно ухудшилось техническое состояние подтопленных в ходе прохождения тайфуна жилых помещений, признанных пригодными для проживания по результатам обследования межве домственными комиссиями осенью 2016 года. Ряд предварительных повторных обследований выявили, что дальнейшее проживание в та ких помещениях несет угрозу жизни и здоровью граждан.

В связи с чем, в отдельных населенных пунктах края пострадавших от тайфуна, необходимо по обращениям граждан проведение дополнительных об следований домовладений межведомственной комиссией. Учитывая, что режим чрезвычайного положения с пострадав ших районов снят, возникла проблема с нормативным регулировани ем и финансированием обследований жилых помещений межведом ственной комиссией и последующего проведения выплат гражданам, так как в настоящее время по информации ответственных органов краевой власти правовой механизм использования денежных средств не определен. В настоящее время ответственными органами власти края разрабатывается нормативная база для проведения повторных обследований при наступлении подобных последствий в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Представляется, что в случаях массового подтопления жилых территорий, аналогичных последствиям тайфуна «Лайонрок», а также иных стихийных бедствий сопоставимого масштаба, необходимо нормативное закрепление требований и порядка повторного (неодно кратного) обследования домовладений, жилых помещений. К примеру, в случае наводнений, как критерий определить затопле ние строения от фундамента (пола первого этажа) и выше. Так как в слу чае с последствиями тайфуна «Лайонрок», скорое наступление отрица тельных температур, не позволило надлежащим образом осушить несу щие элементы жилых строений, что привело к значительным деформаци ям и опасности для проживания в жилых помещениях, именно в связи с последствиями стихийного бедствия, а не вследствие текущего износа.

Существующее нормативно-правовое регулирование требует применения общего порядка признания жилых помещений непригод ными для проживания предусмотренного постановлением Правитель ства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В свою очередь, в дальнейшем, преду сматривается последующее обеспечение граждан жилыми помещени ями по договорам социального найма в соответствии со ст. 57 Жи лищного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемой ситуа ции, в силу отсутствия в достаточном количестве жилого фонда у ор ганов местного самоуправления данный порядок, безусловно, значи тельно более длительный, в части фактического обеспечения постра давших от последствий стихии граждан жилыми помещениями.

 

Розов В.М


Метки: ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн