Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:
– соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,
– поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.
Согласно п. 2 комментируемой статьи неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. Неотчуждаемые права и свободы человека, которые предусмотрены Конституцией РФ и объекты которых в виде соответствующих нематериальных благ упомянуты в п. 1 ст. 150 ГК РФ, должны эффективно защищаться. Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам, являющимся объектами соответствующих личных неимущественных прав и защищаемым в гражданском праве, относятся в том числе «[ж]изнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство».
Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага, в отношении которых право признает личное неимущественное право, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, «вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения». Далее в этом пункте указано, что «[в] случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо».
Впрочем, здесь следует иметь в виду, что неотъемлемое конституционное право не всегда носит гражданско-правовой характер и является объектом некоего гражданского неимущественного права. Это касается тех конституционных прав, которые определяют правовое положение гражданина в его отношениях с публичной властью (например, активное и пассивное избирательное право). Такое право трудно назвать личным неимущественнным правом, регулируемым гражданским законодательством. Если нарушается такое конституционное право, пострадавшее лицо может в ряде случаев обратиться к инструментам уголовного или иного публичного права в целях наказания виновных, пресечения правонарушения или восстановления попранного права, но эти инструменты далеко не всегда позволяют эффективно защитить нарушенное конституционное право и устранить негативные последствия для потерпевшего. И здесь возникает вопрос: не могут ли в таком случае на помощь приходить нормы гражданского законодательства о средствах защиты права? Ведь по букве комментируемого пункта эти способы защиты могут использоваться для защиты любых неотъемлемых прав и свобод.
Из нормы очевидно не следует, что речь идет только о гражданско-правовых неимущественных правах в отношении нематериальных благ. Можно помыслить себе такое толкование, при котором согласно данной норме с помощью развитого гражданско-правового инструментария могут защищаться и те неотъемлемые конституционные права и свободы, которые к гражданскому праву отношения не имеют. Применимыми, в частности, могут оказаться положения ст. 12 ГК РФ о таких способах защиты, как взыскание убытков, морального вреда, пресечение неправомерных действий, восстановление состояния, имевшего место до нарушения, и др.
Они могут представлять собой субсидиарный инструментарий защиты конституционных прав и свобод, которым не корреспондирует аналогичное субъективное гражданское право. При таком прочтении комментируемая норма действительно приобретает важное практическое значение. Если бы не она, применение гражданско-правового инструментария к защите конституционных прав, которым не корреспондируют соответствующие гражданские имущественные и неимущественные права, было бы невозможно. Например, если гражданин РФ был незаконно лишен возможности реализовать свое активное избирательное право согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ (например, он по ошибке был не включен в список избирателей), у него есть возможность потребовать возмещения морального вреда. Согласно Постановлению КС РФ от 8 июня 2015 г. № 14-П компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав есть мера гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой независимо от того, в какой сфере отношений – публично-правовой или частноправовой – причиняется такой вред. Здесь нарушено не субъективное гражданское право, а конституционное право, представляющее собой нематериальное благо, но положение комментируемого пункта позволяет в целях защиты такого конституционного права использовать гражданско-правовой инструментарий.
То же касается и случаев незаконного снятия с выборов кандидатов, имеющих все основания реализовать свое пассивное избирательное право. Более того, в последнем случае есть основания и для возмещения убытков согласно ст. 15 ГК РФ (например, расходов, потраченных на подготовку избирательной кампании и ее проведение). Если той или иной организации граждан было в последний момент незаконно запрещено проводить мирное собрание или митинг, они могут обжаловать такие действия местных властей согласно положениям КАС РФ, и этот вопрос относится к области публичного права, но причиненные убытки подлежат возмещению согласно нормам ГК РФ, поскольку такой запрет нарушает конституционное право на свободу собраний (ст. 31 Конституции РФ). Впрочем, ст. 16 ГК РФ устанавливает генеральную обязанность публичных образований возместить убытки лицу, пострадавшему в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия. В норме не указано на то, что эти убытки должны быть связаны с нарушением какого-либо гражданского права, так как по сути норма ст. 16 ГК РФ закрепляет пример допускаемого законом взыскания чистых экономических убытков (см. подробнее комментарий к ст. 16 ГК РФ).
А.Г. Карапетов
(Далее такие заявки, окончательные заявки именуются "надлежащие заявки".)
При признании конкурса несостоявшимся в силу наличия только 1 надлежащей заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, окончательной заявки на участие в двухэтапном конкурсе контракт заключается с участником закупки, подавшим такую заявку, как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – контрагент) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:
– в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только 1 надлежащая заявка (ч. 13 ст. 51, п. 1 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
– в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только 1 заявка признана надлежащей (ч. 6 ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
– в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только 1 участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, конкурсной документации (ч. 9 ст. 56, п. 3 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
– в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только 1 такая заявка и она признана надлежащей или по результатам рассмотрения окончательных заявок только 1 из них признана надлежащей (ч. 15 ст. 57, ч. 7 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из описанного общего принципа, ввиду отсутствия иных указаний Закона N 44-ФЗ и с учетом ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ, те же последствия наступают в случае признания несостоявшимся повторного конкурса при наличии 1 надлежащей заявки на участие в нем.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что поскольку процедура конкурса окончена признанием его несостоявшимся, заключение контракта с единственным контрагентом в вышеописанных ситуациях является уже новой процедурой закупки.
По смыслу приведенных норм заключение контракта в описанных ситуациях с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку, является для заказчика обязательным (см. также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2923, от 12.01.2015 N Д28и-8, от 28.01.2015 N Д28и-141). С учетом требования ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ о включении сведений о единственном участнике закупки, с которым заключается контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и который уклонился от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контракта в этих случаях является обязательным и для указанного участника закупки.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.
Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее – Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 – 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в силу указаний самого этого пункта не требует какого-либо дополнительного согласования в случае признания несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно.
При признании несостоявшимся конкурса заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N 44-ФЗ, заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется по согласованию:
– при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд – с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
– при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ – с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
– при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании самого этого пункта утвержден приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189. Подробнее о согласовании заключения контракта в данном случае рассказывается в отдельном материале.
Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 05.02.2015 N Д28и-193, в этом случае заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ или новую закупку в соответствии с положениями этого Закона.
Контракт с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при признании конкурса несостоявшимся в силу указаний этого пункта заключается в следующие сроки:
– при признании несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно, – в срок не более чем 20 дней с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся;
– при признании несостоявшимся конкурса, проводимого заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ по общему правилу, в срок не более чем 20 дней с даты получения этим заказчиком согласования на заключение контракта от соответствующего органа.
Законом прямо не урегулирован вопрос о разногласиях, возникающих при заключении контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заключение контракта по итогам конкурса детально регламентировано нормами Закона N 44-ФЗ, которые не предусматривают возможности представления протокола разногласий (см. также соответствующий материал). Однако заключение контракта в соответствии п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется, как было указано выше, уже в рамках отдельной процедуры закупки, которая непосредственно подписание контракта не регламентирует. Теоретически это допускает возможность направления протокола разногласий. Вместе с тем п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывает, что контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Учитывая это, полагаем, что подрядчик может направить протокол разногласий заказчику только в том случае, если положения проекта контракта не соответствуют извещению о проведении открытого конкурса, конкурсной документации либо заявке на участие в открытом конкурсе (по аналогии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).