Актуальные юридические консультации по теме: Зарубежное законодательство о банкротстве

Зарубежное законодательство о банкротстве

6 Сентябрь 2019 0:40:00


Основное влияние на российское законодательство о банкротстве на этапе его возрождения оказало законодательство США, Германии, Франции.
В США основной источник, регулирующий процедуру банкротства, – Титул 11 Кодекса США <1> (11 USC Title 11 – Bankruptcy) <2> – Кодекс о банкротстве (Bankruptcy Code).
——————————–
<1> http://uscode.house.gov/download/pls/Title_11.txt
<2> Was enacted by pub. L. 95 – 598, TITLE I, SEC. 101, NOV. 6, 1978, 92 STAT. 2549.

В США в качестве должников признаются граждане, юридические лица, муниципальные образования.
По законодательству используется несколько процедур банкротства.

Глава 7 Кодекса о банкротстве (Chapter 7 "Liquidation") регулирует процедуру Liquidation, в ходе которой имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, реализуется, а вырученные денежные средства распределяются между кредиторами. Глава 7 применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве по гл. 7 может быть подано как должником, так и его кредиторами. Для подачи заявления должник-гражданин должен пройти кредитную консультацию в аккредитованной некоммерческой организации, уплатить государственную пошлину, предоставить список кредиторов, ряд иных документов, а также пройти тестирование с целью определения его добросовестности – тест проверки материального положения (Means Test) и тест медианного показателя доходов (Median Income test) <1>. После реализации имущества добросовестный должник получает освобождение от возмещения оставшегося долга <2>.
——————————–

<1> 11 USC § 707.
<2> См. об этом подробнее: Петрух Д.П., Шишмарева Т.П. Процедуры банкротства, применяемые в отношении физических лиц в Соединенных Штатах Америки // Цивилист. 2013. N 3.

Глава 13 о реструктуризации долгов физического лица, обладающего постоянным источником дохода (Chapter 13 "Adjustment of debts of an individual with regular income"), предоставляет должнику – физическому лицу наиболее благоприятный режим для урегулирования его отношений с кредиторами.
Заявление о банкротстве может быть подано должником или супругами совместно. Существенным отличием от гл. 7 является возможность должника использовать свое имущество, в то время как по гл. 7 это право переходит к федеральному управляющему (trustee).
Применение процедуры обусловлено наличием постоянного источника дохода. В ходе процедуры составляется план реструктуризации. Для утверждения плана согласие кредиторов не требуется, исключая залогодержателей.

Платежи кредиторам осуществляются должником через федерального управляющего, который после получения денежных средств от должника и утверждения плана выплат судом распределяет их между кредиторами в соответствии с планом. Общая продолжительность выплат по плану не может превышать 5 лет <1>.
——————————–
<1> Петрух Д.П., Шишмарева Т.П. Указ. соч.

В США существует двухуровневая система правового регулирования несостоятельности муниципальных образований: процедура муниципального банкротства закреплена на федеральном уровне, положения об антикризисном регулировании могут быть закреплены на уровне штатов. На федеральном уровне процедура муниципального банкротства регулируется гл. 9 ("Урегулирование задолженности муниципального образования") Кодекса США о банкротстве <1>.
——————————–
<1> Малышева С.А., Шишмарева Т.П. Санация неплатежеспособных муниципальных образований по законодательству РФ и США: сравнительный аспект // Цивилист. 2013. N 4.

В Германии отношения с участием несостоятельного должника регулировались Konkursordnung (Конкурсным уставом) от 10 февраля 1877 г. <1>, принятым после образования Германской империи. До 1 января 1999 г. деятельность несостоятельных субъектов в ФРГ регулировалась преимущественно двумя законами: Konkursordnung 1877 г. и Vergleichsordnung 1935 г.
——————————–
<1> RCB1. 1877, 351.

В 1978 г. федеральным министерством юстиции была создана комиссия по реформированию конкурсного законодательства. Г. Папе отмечал несовершенство Konkursordnung, который в последние 20 лет своего применения "перестал удовлетворять объективным требованиям современности" <1>.
——————————–
<1> Папе Г. Институт несостоятельности: общие проблемы и особенности правового регулирования в Германии: Комментарий к действующему законодательству: Пер. с нем. М., 2002. С. 12.

Так, по статистике мировым соглашением завершался всего 1% рассматриваемых судом дел несостоятельных субъектов, около 75% конкурсных производств не могли быть открыты ввиду установления отсутствия конкурсной массы, примерно 10% конкурсных производств не могли быть надлежащим образом завершены из-за недостатка конкурсной массы <1>.
——————————–
<1> Breuer W. Das neue Insolvenzrecht. Verlag C.H. Beck, Muenchen, 1998. S. 1.

Указанные обстоятельства потребовали коренным образом изменить законодательство о несостоятельности. В результате 21 апреля 1994 г. был принят новый закон Insolvenzordnung (InsO), вступивший в силу 1 января 1999 г. Среди основных целей реформирования института несостоятельности следует назвать:
– создание единой процедуры несостоятельности на всей территории ФРГ;
– усиление автономии кредиторов несостоятельного должника;
– введение внесудебной санации;
– закрепление мероприятий, помогающих устранить недостаточность конкурсной массы;
– введение справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника между его кредиторами;
– предоставление возможности должнику самому управлять своими делами в стадии несостоятельности, введение так называемого Kleinverfahren (упрощенная процедура) без потери должником права управления и распоряжения своим имуществом <1>.
——————————–
<1> Breuer W. Ibid. S. 2 – 3.

Процедура несостоятельности может быть введена судом только на основании заявления должника или кредиторов (§ 13 InsO).
Insolvenzordnung предусматривает для этого три основания: неплатежеспособность (Zahlungsunfahigkeit – § 17 InsO), сверхзадолженность (Uberschuldung – § 19 InsO), угрожающую неплатежеспособность (drohende Zahlungsunfahigkeit – § 18 InsO) <1>.
——————————–
<1> Obermueller M., Hess H. InsO. Eine systematische Darstellung des neuen Insolvenzrechts. 3, ueberarbeitete Auflage. C.F. Muller Verlag, Heidelberg, 1999. S. 28 – 32.

В качестве несостоятельного должника согласно § 11 InsO могут быть признаны как физические, так и юридические лица. К кругу физических лиц относятся любые правоспособные субъекты, в том числе несовершеннолетние и душевнобольные <1>. Юридические лица частного права являются должниками без исключений. Кроме того, несостоятельными могут признаваться и юридические лица публичного права (§ 12 InsO).
——————————–
<1> Breuer W. Ibid. S. 7.

В ФРГ в качестве несостоятельного должника могут выступать организации, не обладающие статусом юридического лица. Роль должника тесно связана с так называемой способностью быть несостоятельным субъектом (Insolvenzfaigkeit) <1>.
——————————–
<1> Breuer W. Ibid. S. 7.

После подачи заявления вначале идет Eroffnungsverfahren (вводная процедура) согласно § 16 InsO, в которой суд, рассматривающий дело о несостоятельности, проверяет предпосылки введения, а именно имеются ли основания для введения процедуры и достаточно ли имущества у должника для того, чтобы покрыть судебные расходы (§ 26 InsO). Уже на этой стадии суд использует обеспечительные меры – назначение временного управляющего и ограничения в распоряжении имуществом (§ 21 InsO).
Если имеются основания для введения процедуры, то начинается собственно Insolvenzverfahren на основании решения суда о введении процедуры <1>.
——————————–
<1> Bork R. Einfuhrung in das Insolvenzrecht. 4, neu bearb. Auflage. Mohr Siebeck, 2005. S. 11.

В определении суда о введении процедуры несостоятельности указывается срок отчета и срок проверки. К сроку отчета собранием кредиторов должно быть принято решение о том, будет ли имущество несостоятельного должника ликвидировано (Liqudation), санировано (Sanierung) или будет применена так называемая транслируемая санация (ubertragende Sanierung) посредством введения Insolvenzplan. К сроку проверки все кредиторы несостоятельного должника должны предъявить свои требования, которые подлежат проверке и ранжированию.
Insolvenzplan представляет новеллу в законодательстве ФРГ, поскольку Konkursordnung регулировал исключительно конкурсное производство, которым могло быть завершено дело о несостоятельности, если только между его участниками не было заключено мировое соглашение.
Наряду с общей процедурой Insolvenzverfahren в законодательстве ФРГ предусмотрены особые виды процедур. Среди них следует назвать процедуру самоуправления (Eigenverwaltung, § 270 InsO).

Для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью либо занимающихся ею в незначительных размерах (§ 304 InsO), предусмотрена еще одна процедура – Verbraucherinsolvenzverfahren (процедура несостоятельности потребителя).
Insolvenzordnung регулирует также процедуры над особыми имущественными массами – наследственной массой (Nachlassinsolvenzverfahren) и общим имуществом (Gesamtgutinsolvenzverfahren).


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн